Пока она есть, ее можно не замечать. Но если она исчезнет, какой серой станет жизнь и детей, и взрослых
В мае в Национальной академии наук состоялся Международный форум исследователей белорусской сказки, на который съехались ученые из Беларуси, Эстонии, России, Украины и Болгарии. Остепененные специалисты на протяжении двух дней говорили о сказке, ее прошлом, настоящем и будущем. И все лишний раз убеждались — это неисчерпаемый и вечный жанр. Почему его стоит изучать, сохранять, пропагандировать? В чем особенности традиционной народной и современной авторской сказки?
Об этом я решила побеседовать с заведующей отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси доктором филологических наук Татьяной Володиной и старшим научным сотрудником Института литературоведения имени Янки Купалы НАН Беларуси, кандидатом филологических наук, переводчиком, поэтом, бардом и сказочником Сержем Минскевичем.
Имена
Ученые Лев Бараг, Константин Кабашников, Анатолий Федосик, Галина Барташевич посвятили жизнь изучению и пропаганде белорусской народной сказки.
Также на нашем сайте вы можете узнать об онлайн казино без верификации в Беларуси!
Родом из народа
— Татьяна Васильевна, каков взгляд ученого на судьбу национальной сказки? Не становится ли она предметом исключительно научного интереса? Заслуживает ли того, чтобы с ней активнее знакомили маленьких белорусов?
— За последние полвека народная сказка выпала из фокуса интересов ученых. Ни диссертаций, ни крупных монографий о ней в Беларуси не появилось. Эта тенденция характерна для всех восточнославянских стран. Меняются место и формы трансляции этого жанра в социуме. В медиапространстве доминирует голливудская продукция. Хотя в Беларуси есть интересный опыт пропаганды национальной сказки. В частности, аудиопроект «Краязнаўчая казка», проект «Беларускiя народныя казкi для дзетак», специальная программа для айфонов, телепрограмма «Калыханка». Лично я убеждена: если отказаться от этого культурного пласта, есть угроза потерять себя. Сколько поколений белорусов выросло, слушая национальные сказки, это формировало наши ментальность, характер, восприятие мира. Это заложено в нашем генофонде.
— Считается, что сказка учит творить добро и бороться со злом, воспитывает ребенка честным, умным, добрым. Но ведь часто главные герои народных сказок ведут себя, мягко говоря, необразцово: они ленятся, обманывают, хитрят, воруют, иногда убивают, и тем не менее им везет, они получают желаемое.
— Неверно сводить ценность сказок к воспитательному эффекту. Да, часто они учат быть добрыми: положительные герои, как правило, одерживают верх над злыми силами. Но в некоторых и правда поражает море жестокости и насилия. Сказку нельзя трактовать буквально. Есть простые очевидные сюжеты, а есть с более сложным содержанием. Как утверждают психологи, народное творчество образно воплотило в них глубокие психологические стереотипы подсознания. Сказка отражает противоречивость, неоднозначность жизни: в ней есть место красивому и уродливому, возвышенному и низкому.
— Читая сказки народов мира, часто поражаешься схожести их сюжетов. Есть ли у белорусской национальной сказки некие отличительные, присущие только ей черты?
— Известный российский ученый Юрий Березкин создает каталоги сюжетов сказок разных континентов и утверждает: аналогичные истории встречаются у народов Африки, Европы, Азии, Америки. Классическая волшебная сказка (например, «Из рога всего много», «Волшебная дудка», «Как Иван чертей перехитрил», «Золотая птица») формировалась в те древние времена, когда не было разделения на нации. Чудо-юдо, Баба Яга, черти, пусть и под разными именами и в несколько разном обличье, — достояние мирового фольклора. В более поздней социально-бытовой сказке, которая развивалась в Беларуси как жанр с XVII века, уже можно обнаружить национальный колорит. В ней появляются такие образы, как царь, пан, ксендз, генерал, бедняк (например, «Как мужик царского генерала проучил», «Как ксендзы вылечились», «Пан и сказочник»). Самобытные персонажи белорусских сказок, пожалуй, это только асiлкi — великаны, наделенные необычайной силой. Они вырывают с корнем деревья, разбивают камни, благодаря им появляются реки, горы, леса.
— А характеры животных в сказках разных народов схожи или наделены разными особенностями?
— Сказки о животных тоже очень древние и демонстрируют общечеловеческие ценности. Лиса в них традиционно хитрая, волк — злой и глупый, медведь — сильный, добрый, но недалекий, заяц — робкий, но смышленый, он умудряется выходить победителем из самых сложных ситуаций. Интересно еще вот что. Символ Беларуси зубр вообще не представлен в народном творчестве. А вот лев, который не водится в наших широтах, тем не менее как интернациональный образ встречается среди сказочных персонажей у белорусов (например, сказка «Лев и волк»).
— На протяжении веков сказка передавалась из уст в уста. В Беларуси были настоящие мастера устного народного творчества, блестяще рассказывавшие сказочные истории. Сохранилась ли эта традиция в регионах?
— К сожалению, почти затухла. В числе последних могикан была самобытная рассказчица из Узденского района Лидия Цыбульская, которая представлена в перечне нематериальных культурных ценностей в номинации «Сказочное мастерство» в Государственном списке охраны историко-культурных ценностей Беларуси. Ее дело продолжает дочь Татьяна. Мастера сказочного жанра наперечет. Среди них Александр Галковский из деревни Судилы Климовичского района Могилевской области, Софья Коток из деревни Пласток Любанского района, Людмила Глухоторенко из деревни Санюки Ельского района.
Как есть
Последним крупным изданием национальной сказки стали 5 томов, вышедших в рамках серии «Белорусское народное творчество» в 70-80-х годах прошлого века: 2 книги волшебных сказок, о животных, социально-бытовые и в современных записях.
Развлечь, научить, воспитать
— Серж, насколько сильны в Беларуси традиции авторской сказки? Когда она появилась? Кто сегодня активно трудится на этом поприще?
— Основоположником жанра можно считать Яна Барщевского, который в своих произведениях использовал сюжеты легенд северного края Беларуси. Есть сказки у Максима Богдановича, Якуба Коласа, Владимира Короткевича, Янки Мавра, Василя Витки и многих других. Сегодня в этом жанре работают десятки белорусских писателей. Среди них Георгий Марчук, Раиса Боровикова, Людмила Рублевская, Анатолий Бутевич, Геннадий Авласенко, Алесь Гибок-Гибковский, Петр Васюченко, Алена Масло, Наталья Бучинская, Валерий Гапеев, Ольга Гапеева, Вячеслав Корбут и многие другие.
— Есть ли какие-то особенности, отличительные черты белорусской литературной сказки? Или они настолько непохожие, что не поддаются обобщениям и классификации?
— Современные авторские сказки такие же разные, как и их создатели. Есть среди них те, что опираются на белорусский фольклор, один из самых богатых по сюжетам в восточнославянском регионе. Но большинство произведений этого жанра стоят на платформе мировой литературной сказки, представленной Х.К. Андерсеном, А. Линдгрен, Л. Кэрроллом, А. Милном, Д.М. Барри, Д. Родари, Р. Киплингом и другими классиками.
Наши современники пишут и воспитательные сказки («Вася Лайдачкін у краіне Шкодных Звычак» Геннадия Авласенко), и сказки-фэнтези, и познавательные сказки на исторической основе («Жылі-былі паны Кубліцкі ды Заблоцкі» Петра Васюченко), и многие другие. Отличительной чертой этого жанра, особенно у авторов-женщин, можно назвать эстетику живописи, многочисленные описания красот природы, быта, гардероба.
— В фольклорной сказке добро всегда побеждает зло, но и жестокости хватает. В авторской — иначе?
— В авторской сказке, безусловно, самоцензура сильнее. С помощью произведений для детей писатели стремятся поделиться чем-то очень важным, что они поняли о жизни, в увлекательной и доступной форме донести до юных читателей те ценности, которыми сами дорожат. Хорошие сказки, как и вся детская литература, стоят на трех китах: развлечении, воспитании и познавательности.
— Кого выбирают современные литераторы в качестве героев своих произведений?
— Тех, кого подсказывает их фантазия: среди персонажей обычные девочки и мальчики, а также животные, вещи, фантастические существа. В книге «Казкі з хутара Юсціны» Людмилы Рублевской главная героиня — бабушка Юстина, которая знает, какая лекарственная трава от какой болезни помогает, почему растение так называется, в каком цветочке какая сказка живет. У Алены Масло в «Вандроўцы з божымi кароўкамi» мальчик Даник путешествует вместе с божьими коровками Ириской и Хлебным Мякишем. У Ольги Гапеевой в «Сумным супе» главный герой — суп, а у меня в «Вялiкiх прыгодах Какоса-Маракоса» — кокос.
— Современные дети живут в иных реалиях, нежели их сверстники в былые времена. Насыщается ли современная сказка атрибутами дня сегодняшнего?
— Да, безусловно. Например, у Анатолия Бутевича есть сказка «Прыгоды Вiруса Шкодзi» о компьютерном вирусе. Сказки Раисы Боровиковой «Казкi астранаўта: касмiчныя падарожжы беларуса» и «Казачныя аповесці пра прыгоды міжпланетнага пажарнага і іншых мамырыкаў» тоже написаны в расчете на нынешних продвинутых детей. Дискуссионным остается для специалистов вопрос: оставлять в литературной сказке, скажем, Бабу Ягу в традиционном виде или можно ее осовременить, дать вместо примитивной метлы другое средство передвижения, наделить мобильником и так далее.
— Кстати, о специалистах. Изучает ли кто-то в Беларуси авторскую сказку? Защищают ли по этой теме диссертации, пишут ли научные статьи?
— К сожалению, нет. На мой взгляд, нашему институту очень не хватает отдела детской литературы. Появись он, и наверняка отечественной литературной сказке уделяли бы больше внимания.
— Есть ли, по вашим наблюдениям, спрос на современную белорусскую сказку?
— Я считаю, сказка была и останется очень востребованным жанром. Убеждаюсь в этом хотя бы потому, что в издательстве «Мастацкая лiтаратура» ежегодно выходят замечательные сборники белорусских авторских сказок («Адзiн кот i адзiн год», «Нявеста для Базыля», «Зорная Кася» и другие), которые пользуются неизменным спросом.
— Какие сказки вы читаете на ночь маленькой дочке?
— Самые разные. Ей нравятся и сказки народов мира, и фольклорные белорусские, и произведения белорусских писателей. Очень рад, что и мои сказки она слушает с огромным удовольствием.