Юрий Пантелеймонович тридцать лет работал в Беларуси, пройдя путь от рядового зодчего до заместителя председателя Госстроя республики — главного архитектора Минска. Затем был приглашен в Белокаменную, где долгое время работал заместителем главного архитектора города и одновременно возглавлял один из проектных институтов Москвы. И сегодня в свой 81 год продолжает трудиться. К Минску у него особо трепетное отношение. Поэтому, бывая у нас, Юрий Григорьев ревностно оценивает как достижения, так и промахи коллег. Вот и недавно на Национальном фестивале архитектуры высказался о современном состоянии белорусского зодчества. Нам показалось интересным обнародовать мнение столь авторитетного человека.
По проектам Юрия Григорьева в Минске построены инженерный корпус метрополитена на площади Независимости, Дом литератора, Крытый каток в парке Горького, комплексы НИИ на улицах Славинского и Богдановича, университет культуры, студенческий городок БНТУ на улице Богдана Хмельницкого, студенческие общежития на улице Октябрьской. Юрий Григорьев является разработчиком микрорайонов Зеленый Луг — 6, Чижовка-5, а также одним из авторов генплана развития Минска 1982 года.
Юрий Пантелеймонович участвовал в разработке проекта жилого комплекса «Московский» на проспекте Дзержинского и здания «Дома Москвы».
— Столица и другие города Беларуси славились преемственностью поколений архитекторов, их работ. Минск и сегодня Мекка зодчества в странах СНГ, потому что здесь трудятся талантливые мастера. И руководство республики всегда считалось с отраслью. Мне довелось работать с Петром Мироновичем Машеровым, он говорил: «Нас не станет, а по этой архитектуре будут судить о нашем уровне культуры, технических возможностях и вообще о поколении». Так вот, рассматривая выставку фестивальных работ, я угадываю некую стекломанию, которая не характерна для русского и белорусского зодчества. Это настораживает. Не нужно делать из Минска Нью-Йорк. У белорусской столицы есть своя изюминка — обилие зеленых зон и водно-рекреационных ресурсов. Очень важно не потерять этого.
Также на нашем сайте вы можете узнать о казино онлайн Vavada!
Большой город — живой организм, в нем появляются новые клетки, другие отмирают. Но самое главное в нашей профессии — не навредить, чтобы следующим поколениям не пришлось думать, что делать с нашим наследством, как от него избавиться. В Минске, на мой взгляд, надо осторожнее подходить к застройке исторического центра. В то же время я любовался новым зданием музея истории Великой Отечественной войны. Очень интересное решение, высокого класса работа. И объект оказался на своем месте. Есть и другие достойные постройки.
Но все же призываю: главное — не навредить городу. Мы очень трепетно создавали водно-зеленый диаметр Минска. Это уникальное творение, ни один мегаполис не имеет такого образования, которое захватывает и жилые районы. Было время, когда наша река практически умирала. Специалисты нашли способ ее возрождения, благодаря которому скорость течения значительно возросла. Водный диаметр, в который кроме Свислочи входит и рукотворная Слепянская водная система, стал украшением сухопутного города. Благодаря ему появились новые места отдыха для минчан, улучшилась экология. И вдруг смотрю — начали застраивать водно-зеленую зону. Беречь ее нужно. Ценить. В Москве река оторвана от людей, отделена с двух сторон магистралями. Она не работает как экологическая и рекреационная система, а здесь все удачно сложилось. Надо это сохранять.
Помимо градостроительных и архитектурных задач нашему городу надо решать и другие, например инженерные. Сейчас, по мнению Юрия Григорьева, важно не упустить время и найти возможность развивать транспортную систему, которая позволит в будущем избежать пробок на дорогах столицы.
Мысли от маэстро
Об ответственности
— Любые скороспешные или дилетантские градостроительные действия опасны для города.
О плотности
— Плотность застройки в Минске придется повышать, но разрастаться он не должен. Архитектор имел в виду, что нынешний размер столицы оптимальный, увеличение территорий грозит долгими поездками к месту работы. А это уже дискомфорт для жителей.
О высотных зданиях
— Практика, в том числе московская, доказывает, что, экономя городские территории, мы на высотках увеличиваем расходы на эксплуатацию зданий. Причем каждые пять этажей существенно наращивают эти расходы. В случае каких-то ЧП такие дома оказываются парализованными. Это надо учитывать.