«Темные крамы» Козьмодемьяновской улицы

В этом году Минск празднует свой 940-й день рождения. “Вечерний Минск” (которому, к слову, 1 ноября исполнится 40 лет), постоянно знакомит читателей с историей нашей столицы с древних времен до наших дней.

Приглашаем продолжить эту тему всех минчан. Если у вас есть что вспомнить о славной истории города-героя, об эпизодах, связанных с биографией родного Минска, пишите нам по адресу: просп. Независимости, 44, г. Минск, или по электронной почте: [email protected]

Это была одна из древнейших улиц Минска. Нижний рынок города тогда лежал в пределах части современной улицы Немиги в районе выходов из метро. По склону холма, по кратчайшему пути, вокруг замчища, улица связала нижний рынок с верхней частью поселения, которое возникло, вероятно, в начале ХII века на территории современной площади Свободы.

Поскольку название улицы тесно связано с расположенными на ней культовыми сооружениями, расскажем немного о них.

Улица стала называться Козьмодемьяновской по названию монастыря и церкви, построенных во имя древних святых врачевателей Козьмы и Демьяна. Постройки монастыря находились здесь, по мнению ряда исследователей, с ХV по ХVII век приблизительно на тех площадках, где сегодня расположен Свято-Духов Кафедральный собор (бывший до 1852 года костелом монастыря бернардинок).

В начале ХVII века православный Козьмодемьяновский монастырь был одним из первых насильственно обращен в униатский и вскоре присоединен к католическому монастырю бернардинок. При монастыре существовало, возможно, первое в городе лечебное заведение — “шпиталь” — приют для больных. При монастыре была организована и одна из первых школ. К 1617 году в ней было несколько десятков учеников двух ступеней обучения. “Ученики младших классов назывались “хлопятами”, старшей ступени — “вырастками”. Преподавателями в школе были монахи базилиане. Известны имена двоих из них — Денис Хмель и Николай Новак”.


Также на нашем сайте вы можете узнать о бездепозитных бонусах в онлайн казино Беларуси!


В документах, относящихся к началу XVII века, есть описание драматических событий нападения группы шляхтичей — противников униатства “…на шпиталь и школу при церкви Св. Козьмы и Дем’яна… напавши… секли и стреляли…”. Бесчинство прекратили горожане, заставившие нападавших “…утекать… за реку Свислочь… з места нового на место старое… в реку вскочивши переплынути на гору Троецкую хотели”. В то же время униатские монахи при церкви Св. Козьмы и Демьяна подговаривали учеников своей школы к дракам с учениками православного монастыря Св. Павла.

Постройки монастыря и церкви имели важное оборонное значение на северо-восточной окраине города.

В начале нижней части улицы с левой стороны также находился костел и монастырь католического ордена бонифраторов, который просуществовал, вероятно, до начала ХIХ века. На плане Минска 1793 года постройки этого монастыря еще обозначены. При этом монастыре с 1700 года также находился “шпиталь”.

В конце ХVIII — начале ХIХ веков улица была застроена в основном деревянными домами, но были и каменные. Например, в архивных документах упоминается “отданный в 1829 году Экономией Архиерейского дома в арендное содержание мещанину Румеру дом известный под именем Гиндзейской каменицы”.

С течением времени улица меняла свой облик и содержание, деревянные постройки заменялись каменными, старые каменные перестраивались. Один из них каменный двухэтажный дом, ранее принадлежавший старшему лекарскому ученику некоему Каплуну, приобрел в 1860 году купец Ш.И. Слиозберг. Он был владельцем известной с 1835 года “фирмы” по торговле “мальцевским и богемским оконным стеклом, портландским цементом, рижским алебастром…” и другими строительными материалами и принадлежностями. В перестроенном “трехэтажном доме с лавками и погребами”, кроме жилых помещений, размещался в частности и принадлежащий ему “магазин железных, чугунных и медных товаров”.

Возможно, напротив находился “каменный трехэтажный дом с двухэтажным флигелем” и дворовой территорией с хозяйственными постройками “на вотчинной земле”, принадлежащий купцу Г. Запману. В архивных документах есть относящаяся к 1864 г. опись находившегося на Козьмодемьяновской улице, “…деревянному дому на каменном фундаменте с сутареньями и флигелю деревянному, дворянина Доминика Юхновича… Во втором этаже комнат десять с двумя передними и двумя крыльцами…”

В городскую Управу обращались в те годы с прошением “…разрешить построить на том плаце каменные лавки с амбарами на месте существующих деревянных… и переделать каменный двухэтажный дом…”.

Страшный пожар, случившийся в Минске 21 июня 1881 года, уничтожил огромную территорию застройки города в его западной части, в том числе и левую сторону нижнего рынка. “Борьба со стихией велась уже на Козьмодемьяновской и Базарной улицах”, — писали в документах того времени. С большим трудом дальнейшее распространение пожара в этом направлении удалось остановить.

Несмотря на беды, жизнь продолжалась. В 1895 году в одном из дворов улицы была открыта сапожная мастерская некоего Берлянда, которая в скором времени была преобразована в обувную фабрику, собственником ее с 1913 года стал некто К.А. Слепяк. На фабрике трудились свыше 60 человек.

К началу ХХ века улица была застроена полностью двух- и трехэтажными каменными домами. Улица была очень живописна, под стать средневековым улочкам европейских городов — узкая, темная, искривленная, круто поднимающаяся в гору, мощенная булыжником. В первых этажах зданий размещались небольшие магазины, конторы и лавки. В обиходе улицу из-за ее узкости и плохой освещенности от высоких домов называли “Темные крамы”. В выходные дни на ней и близлежащих к Нижнему рынку улочках разворачивалась бойкая торговля.

Кстати, не изменился ее характер и с установлением нового, советского образа жизни.

В 1928 году при строительстве канализационной сети на площади Свободы во время рытья траншеи со стороны Козьмодемьяновской улицы “…рабочие на глубине 21/2 аршин неожиданно обнаружили около 15 человеческих скелетов… По предположениям, скелеты имеют давность около 150 лет. Этой находкой заинтересовались Белгосмузей и Инбелкульт” (газета “Рабочий”).

В 1933 году улица была переименована в честь пролетарского поэта Демьяна Бедного (вероятно, чтобы сохранить похожесть звучания названия), что совершенно не изменило колоритный облик и “характер” улицы.

Вот как вспоминает об этом времени минский художник Я.М. Тиханович: “Калi сысцi з пляца Волi ўнiз па Казьма-Дзям’янаўскай вулiцы, у бок Нiжняга рынку, там крама за крамай з таварамi, якiя вывешваюцца звонку. Кожны крамнiк цягне да сябе мужыка за руку i на розны лад хвалiць тавар. Стаiць такi гоман, што нiчога не разбярэш”.

В эти годы, кроме магазинов, на улице размещался и ряд организаций: Минская и Белорусская конторы “Союзутиль”, склад одежды Горпромторга, плодоовощная база Минпромторга.

Во время фашистских бомбардировок в 1941 году улица была разрушена почти полностью. После войны на ней сохранились коробки нескольких зданий в нижней части, в частности — двухэтажный угловой дом, выходящий одним из фасадов к площади Нижнего рынка. К сожалению, восстанавливать его городские власти не стали. Для жилья был восстановлен один дом выше по склону. В таком “обнаженном” виде улица просуществовала до 1989 года. Полностью следы Козьмодемьяновской — Демьяна Бедного были уничтожены при строительстве тоннелей перегона метро Купаловская—Немига.

В настоящее время на этом месте создана спорная по функционально-планировочным и архитектурным достоинствам структура из площадок и ступеней, претендующая на ассоциации со старой застройкой. Рядом началось частичное возрождение Торговой улицы. В скором времени появится комплекс зданий Духовно-образовательного центра. А ведь можно было, хотя бы частично, возродить из небытия и древнюю Козьмодемьяновскую улицу, на протяжении многих лет составлявшую часть “лица” старого Минска.

Автор: Юрий Жутяев.