В августе нынешнего года будет отмечаться ратный подвиг, равных которому не было в истории войн. Этот исторический факт засвидетельствовала в свое время фронтовая кинохроника, его подтверждают архивные документы, публикации в газетах и журналах. И хоть совершен он был под Ленинградом, но его герой — танкист Зиновий Колобанов — после войны жил и работал в Беларуси.
Когда знакомишься с биографией Зиновия Колобанова, удивляешься тому, что в его судьбе беда и радость ходили рядом.
Сначала все хорошо складывалось в жизни деревенского паренька из Нижегородской губернии. Школа, техникум, комсомольский призыв в армию, Орловское бронетанковое училище. Да и первое боевое крещение, которое молодой офицер получил на советско-финской войне, прошло удачно. К тому времени он уже был командиром танковой роты. Бригада, в которой служил капитан Колобанов, первой вышла к линии Маннергейма, причем его машина оказалась на острие атаки. Танк подбили, он загорелся, но экипаж не пострадал. В бою у озера Вуокса Колобанов снова вырвался вперед, и опять пришлось выбираться из пылающего танка. В третий раз Зиновий Григорьевич горел во время рейда на Выборг. Когда в марте 1940 года был подписан мирный договор, солдаты враждующих сторон начали брататься. Военный фотограф запечатлел, как обнимаются финский офицер с Зиновием Колобановым. Братание это дорого обошлось капитану-танкисту. Его понизили в звании, лишили всех наград и отправили в запас.
Когда грянула Великая Отечественная война, Колобанову простили прошлые грехи. Правда, звание капитана не вернули, а определили старшим лейтенантом в прежнюю бригаду, опять же командиром роты.
Его экипаж отличился уже в первом бою под Ленинградом, уничтожив танк и орудие противника. Зная о солидном боевом опыте старшего лейтенанта, ему поручили преградить дорогу на Красногвардейск вражеским танкам.
Поставив экипажам задачу, командир роты направил свою машину в засаду у дороги, где был поворот почти на 90 градусов. Для своего тяжелого «КВ» Колобанов выбрал позицию так, чтобы в секторе огня был длинный открытый участок дороги. По обеим сторонам шоссе тянулось болото. Так что, подбив головные и последние танки, образовав пробку, можно было нанести фашистам ощутимый урон. А для того чтобы самим стать менее уязвимыми, решил командир, надо сильно окопаться и замаскироваться, превратив танк в капонир, что и было сделано.
… Немецкая колонна появилась в два часа дня. Захлопнув люки, танкисты замерли на своих местах. Пропустили три мотоцикла.
И вот приближаются окрашенные в темно-серый цвет фашистские машины. Танки шли на сокращенных дистанциях, подставляя борта орудию «КВ». Один, второй, третий… Всего Колобанов насчитал 22 бронированных монстра.
Головной танк загорелся от первого же выстрела. Аналогичная участь постигла второй. Потом смогли поджечь два последних.
Враг, осмотревшись, обнаружил засаду. Началась неравная дуэль одного советского «КВ» с 18 немецкими боевыми машинами. На танк Колобанова обрушился град бронебойных снарядов. От маскировки не осталось и следа, танкисты задыхались от пороховых газов и глохли от ударов болванок о броню. Таких ударов насчитали после боя 156. Но люди и 25-миллиметровая броня выдержали небывалое испытание. Даже противотанковые орудия, которые фашисты попытались выкатить на дорогу, не переломили ход боя, длившегося больше часа. Все 22 танка врага были уничтожены.
Посчитав задачу выполненной, мощный «КВ» устремился на прорыв. И вскоре машина достигла окраины совхоза «Войсковицы», где Зиновий Григорьевич встретился с командирами подошедших танков.
За этот бой командир 3-й танковой роты старший лейтенант Колобанов был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Говорят, Зиновия Григорьевича представляли к званию Героя Советского Союза, но объятия с финским офицером и здесь оказали свое недоброе влияние.
А как дальше сложилась судьба танкиста? Осенью он получил сильнейшее ранение в голову и позвоночник. Врачи сомневались, что пациент поправится. Но он спорил с приговором почти 3 года. В 1944-м, выбросив клюку, Зиновий Колобанов вернулся на фронт. Дошел до Берлина, был неоднократно награжден.
Офицер остался служить в Германии, принял батальон тяжелых танков. За короткий срок его подразделение становится лучшим в армии. Командующий награждает подполковника охотничьим ружьем. А тут и еще одна радость — нашлись его жена и сын.
Но недолго продолжалась эта светлая полоса. Из батальона в английскую оккупационную зону бежал солдат. Над комбатом нависла угроза военного трибунала. Спас Колобанова командарм, который перевел его в Белорусский военный округ. Однако четыре ранения давали о себе знать. Пришлось по инвалидности уволиться в запас. Долгое время Зиновий Григорьевич работал на Минском автомобильном заводе. Умер в 1995 году.
На месте боя экипажа Колобанова с немецкой танковой колонной установлен памятник. На сером, похожем на огромный кирпич пьедестале — тяжелый танк. Памятные доски напоминают о том, что произошло здесь в августе 1941 года.
В 2006-м в Минск приехала делегация немецких ветеранов, среди которых был участник того боя под Ленинградом. Гостю хотелось встретиться с Колобановым, а если нет танкиста в живых, то посетить могилу и поклониться праху мужественного противника. Бывшим солдатам вермахта отказали по причине неухоженности могилы.
Об этом визите узнал тогдашний вице-спикер белорусского парламента, а ныне руководитель Представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске Сергей Заболотец.
— Я сразу поехал на Чижовское кладбище, чтобы посетить могилу Колобанова, — рассказывает Сергей Макарович. — Ведь я, как и он, долгое время работал на автозаводе, был депутатом по Автозаводскому округу. И посчитал, что здесь и мое упущение, коль место захоронения героя не в надлежащем состоянии. Посоветовался с руководителем фирмы «Агава» Василием Моничем, руководством района и нашел полное понимание. Сегодня на могиле Зиновия Колобанова стоит прекрасный памятник. Его на свои средства выполнил уже названный мной Василий Григорьевич Монич, который проводит большую благотворительную работу, помогая многим людям. На открытие памятника приезжали министр обороны, посол России в Беларуси, рота почетного караула. Сегодня за могилой ухаживают школьники.
… К сказанному Сергеем Заболотцем добавлю, что о Зиновии Колобанове написана песня. К 70-летию знаменитого боя, а оно будет отмечаться в августе 2011 года, выйдет документальный фильм. Отважный фронтовик заслужил славу, почести и благодарную память потомков.