Валерий РУБИНЧИК: “Я рос ребенком закулисья…”

Этому белорусскому кинорежиссеру недавно исполнилось 65 лет. Валерий Рубинчик уже долго живет и работает в Москве. А родился он в Минске, окончил здесь среднюю школу, учился в театрально-художественном институте, снимал кино на “Беларусьфильме”. В первопрестольной, помимо профессиональных занятий режиссурой, преподает в двух вузах — институте кинематографии и институте современного искусства. Зрители знают и помнят такие картины Рубинчика, как “Могила льва”, “Последнее лето детства”, “Дикая охота короля Стаха”, “Комедия о Лисистрате”, “Отступник”, “Венок сонетов”, “Кино про кино”…

Мое знакомство с кинорежиссером произошло в Смоленске на кинофестивале “Новое кино ХХI”, а затем мы более обстоятельно побеседовали в Москве.

— Валерий Давидович, ваши родители были связаны с искусством?

— Моя мама работала инженером в Министерстве пищевой промышленности. А папа когда-то был директором знаменитого на весь Советский Союз джаз-оркестра Эдди Рознера. Отец был очень одаренным организатором, увлеченным своей работой. Вместе с Рознером наша семья много жила в гостиницах, и он очень опекал меня в детстве. Этот джазмен часто приносил мне подарки. Например, подарил первый в моей жизни двухколесный велосипед. Я часто бывал на репетициях оркестра Рознера, старался не пропускать ни одного концерта.

Могу сказать о себе, что рос я “ребенком закулисья”, и это было началом моего образования. Будучи школьником, я продолжил свое “закулисное” образование в театре, не пропуская ни одной премьеры. Причем часто водил туда своих школьных друзей — в те годы мой отец был заместителем директора Русского драматического театра имени Горького.

— Как вы стали именно кинорежиссером — под влиянием театра?

— Я всегда с удовольствием вспоминаю свое яркое детство, нашу минскую школу № 42, где были замечательные педагоги. Особенно большое влияние на меня оказали учитель белорусского языка Николай Иванович Чернявский и Раиса Григорьевна Барам — преподаватель русского языка и литературы. Они вкладывали в свой предмет душу, а нас, своих учеников, обожали. Кстати, именно из нашей школы нобелевский лауреат Жорес Алферов…


Также на нашем сайте вы можете узнать о топовых онлайн казино Беларуси!


Кажется, мечта стать режиссером появилась у меня еще в четвертом классе, после чего я не мог думать уже ни об одной другой профессии. Еще студентом театрально-художественного института вместе с друзьями из политехнического я снял любительский фильм “Осенний этюд”. Картина неожиданно победила на городском и республиканском фестивалях любительских фильмов, затем и на всесоюзном, и на международном фестивале в Югославии завоевала бронзовую медаль…

— Что было наибольшим испытанием в вашей жизни?

— Поступление в институт кинематографии. Я несколько лет подряд поступал во ВГИК, где конкурс тогда был запредельным. Устроился работал разнорабочим на “Беларусьфильме”, затем помощником режиссера, ассистентом у Владимира Бычкова. К тому времени, как я поступил на режиссерский факультет ВГИКа, окончил три курса Минского театрально-художественного института. Наверное, благодаря этому меня взяли сразу на второй курс.

Я, к своему удовольствию, рано ощутил, что кинорежиссура — мое психофизическое предназначение. Мне даже сны снятся монтажные: наезд, крупный план… После того как сдаю новую картину, я еще долгое время не могу переключиться…

— Ни о чем не жалеете в своей жизни?

— Увы, сожалею о многом. Прежде всего, о том, что у меня были большие паузы между фильмами: слишком долго выбирал тему, сценарий. Жалею также, что не снял фильм о своем послевоенном детстве, о любимом Минске. Что мало работал в театре, что не стал актером…

— Как вы попали в Москву?

— В минском Театре-студии киноактера я поставил “Комедию о Лисистрате”, и Сергей Соловьев, с которым мы подружились еще в студенческие годы, позвал меня в Москву — в свое объединение на “Мосфильме”. И предложил поставить фильм по этому сценарию. А в 1990 году Соловьев предложить мне вместе с ним преподавать во ВГИКе, затем — и на Высших режиссерских курсах…

— Можете выделить кого-то из своих учеников?

— Диля Курбатова из Таджикистана, Вадик Соколовский, Анна Меликян, Наталья Пенькова, Алексей Сидоров — режиссер прогремевшей “Бригады” и недавно вышедшей картины “Бой с тенью”. Из актеров — Ксения Качалина, Дмитрий Рощин, Елена Корикова, ставшая популярной после сериала “Бедная Настя”…

— Расскажите, пожалуйста, о вашей совместной работе с Владимиром Короткевичем.

— Сюжет его повести “Дикая охота короля Стаха” хотели воплотить на экране многие режиссеры, несмотря на то, что она тогда не была переведена на русский язык. Мне доверили постановку этой повести, я очень тщательно работал над материалом. И после того как был готов черновой вариант фильма, показал его Короткевичу.

Писателю он понравился, особенно работа оператора и художника по костюмам. После премьеры этого фильма у нас с Короткевичем было много творческих встреч со зрителем. Фильм получил призы на международных фестивалях в Париже, Лос-Анджелесе, Монреале, в Италии. У нас с Владимиром Семеновичем совпадало ощущение Беларуси как европейской державы.

Короткевич был человеком высочайшей культуры и энциклопедических знаний. Поэтому к нему можно было обращаться с любым вопросом. И я благодарен судьбе, что она подарила мне встречу с таким замечательным человеком.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Над своим новым фильмом “Нанкинский пейзаж”. Это мелодраматическая притча о том, что человеку удается осуществить, а что нет за свою жизнь. О том, что редко кому удается обрести гармонию, не выпустить свое счастье из рук. В фильме будут играть как очень известные, опытные актеры, так и молодые. Надеюсь, белорусский зритель увидит картину.

Автор: Интервью провел Артур Мехтиев. Фото Виктора Зайковского.