Четыре колеса

«Змейка» в придачу

Особых проблем с открытием в водительских правах подкатегории «А1», которая подразумевает допуск к эксплуатации мотоцикла с объемом двигателя до 125 см³ сегодня нет. Достаточно лишь успешно сдать в ГАИ экзамен по вождению. Но при условии, что в правах уже отмечены категории «В» или «С». По истечении двух лет стажа категория «А» открывается автоматически.

Итак, для получения заветной подкатегории «А1» нужно проехать по прямой с переключением передач с низших на высшие и наоборот; на минимальной скорости, не опуская ног с подножек, преодолеть «колейную дос­ку»; выполнить «габаритную восьмерку». Практический экзамен на мотоцик­ле считается не сданным в случаях, если экзаменуемый не выполнил один из элементов, дважды заглушил двигатель при трогании с места и столько же раз не смог выключить передачу при остановке с работающим двигателем. К слову, возможность такого экзамена сотрудники Госавтоинспекции предоставят минчанам 16 сентября во время закрытия мотосезона. На площадке у Дворца спорта экзаменаторы устроят выездной прием. Так что при желании можно будет открыть в правах и подкатегорию «А1».

А пока Госавтоинспекция предлагает усовершенствовать порядок приема практического экзамена на право управления мотоциклом. Об этом «Вечерке» рассказал заместитель начальника управления ГАИ МВД Республики Беларусь Александр Цегельник. По его словам, на открытии мотосезона-2017 ряд мотоциклистов высказали мнение о том, что сдача практического экзамена на управление мотоциклом слишком проста и не вызывает у кандидатов особых затруднений. Права-то получают, но все ли умеют безопасно ездить?

По данным ГАИ, в стране зарегистрированы 415 тысяч единиц мототранс­порта. В прошлом году прирост составил 2,5 тысячи в основном за счет мощных мотоциклов. Около 70 % — техника отечественного производства, а также мотоциклы, которые были произведены в советский период, —  «Иж», «Восход», «Днепр», «Урал» и другие. Среди зарубежных моделей наибольшее распространение получили Honda (9 тысяч единиц) , Yamaha (4,3 тысячи) , Suzuki (3,2 тысячи) , Kawasaki (2,6 тысячи) , Harley-Davidson (598). Каждое десятое ДТП — с участием мототранспорта. Чаще всего мотоциклисты получают смертельные травмы в результате столкновений с препятствиями. По статистике, 65,5 % аварий в текущем году произошли по вине самих водителей двухколесных транспортных средств. Основные причины — превышение скорости, нарушение правил проезда перекрестков, несоблюдение безопасной дистанции и правил обгона. Каждый третий водитель мототранспорта, виновный в совершении ДТП, не имел права управления. Каждое шестое происшествие произошло по вине нетрезвых.

— На протяжении лета мы изучали зарубежный опыт, анализировали мнения специалистов, которые в автошколах обучают вождению. В итоге было решено внести ряд изменений в программу сдачи квалификационного экзамена на категорию «A», — пояснил Александр Цегельник. — Предлагается дополнительно к существующим элементам включить в программу экзамена «габаритную змейку», «маневрирование в условиях ограниченного времени» (на это испытание дается 7 секунд) , «движение с остановкой перед стоп-линией“. По словам специалиста, в ближайшее время проект соответствующего постановления направят в Министерство юстиции Республики Беларусь для согласования. После утверждения документ вступит в силу через 6 месяцев после официального опубликования. За это время будут подготовлены площадки для экзаменов по новой программе, подготовлены в учебных организациях кандидаты в водители.