Культура

Б –Балетмейстер

цирк, балет

Балетмейстер Белгосцирка Елена Батян рассказала, как попадают в балет и что самое трудное для танцора в работе на манеже

Елена Батян— Елена, наверняка вы с детства любили цирк?

— Конечно, как и многие ребята. Позже выбиралась в цирк уже с сыном. Но в детстве больше всего любила танцевать, да и сейчас обожаю это дело. Началось все с Дома пио­неров Октябрьского района Минска, где я познакомилась с театром-студией «Ронд». Поступила в колледж искусств, выучилась на руководителя самодеятельного танцевального коллектива. Спустя 5 лет подтвердила свои навыки в Институте культуры (ныне это университет культуры и искусств).

— Как же вас занесло на манеж?

— Пригласил известный артист, а тогда главный режиссер минского цирка Серж Бондарчук. До этого я, признаться, многим занималась. В 1990-х

уезжала танцевать за границу, на заработки. Вернулась, родила сына. Потом ставила номера для «Славянского базара». Преподавала в родном колледже современное направление хореографии. Параллельно стала арт-директором в некогда известном клубе «Мэдисон», где кроме организации вечеринок занималась еще и постановкой номеров для балета. В таком темпе выдержала три года… И если бы тогда мне кто-то сказал, что буду работать в цирке, покрутила бы пальцем у вис­ка. Но приятельницы пошли в цирк, встретили там Сержа, который и предложил мне работу.

— Сразу руководителем?

— Почти (улыбается). Моим боевым крещением стало участие в цирковом балете на гастролях в Гомельском цирке. Я не только выступала на манеже, но и ставила номера. В составе труппы съездила на гастроли в Японию, а когда вернулась, получила предложение остаться в цирке балетмейстером.

— От артистов слышал, что одна из самых трудных задач в работе на цирковую аудиторию — вести диалог со зрителями. Даже если стоишь к публике спиной. А в чем заключается специфика циркового балета?

— Любой танцевальный номер имеет хронометраж. Просто на сцене он может идти 3-4 минуты, а в манеже — всего около минуты. В цирке надо уметь создать законченную хореографическую зарисовку в момент перехода от одного номера к другому. Поэтому пришлось учиться быть балетмейстером заново. Например, нужно подвес­ти пуб­лику к воздушному номеру. У нас есть примерно минута, пока технический персонал подготовит тросы, а артисты займут свои позиции на арене. Наша задача — отвлечь зрителя от технического момента. Поэтому девушки балета появляются в центральном проходе, привлекают внимание зала, потом исполняют движение на барьере и идут к боковым выходам. Все движения должны быть яркими и эмоциональными. И такие зарисовки делаем почти перед каждым выступлением артистов.

цирк, балет— Пожалуй, самый главный вопрос: как попасть в балет Белгосцирка?

— Попасть к нам очень легко, нужно просто добросовестно делать свою работу — хорошо танцевать. Важно отметить: мы никого не учим танцевать. Движениям — да, но танцевать — нет. При этом верю, что важную роль в коллективе играет не только руководство, но и костяк балета. Эти девушки начинали вместе со мной, они настоящие трудяги. И для меня честь работать­ с ними. Это и Танечка Дунаева, и Юля Жизневская, и Алена Куликова-Чухнова, которая из артистки балета пре­вратилась в воздушную гимнастку, выступала в номерах в кольце и на полотнах, а теперь она — мама.

— Получается, из балета Белгосцирка есть только два пути — в декрет или под купол?

— Для меня самое главное, чтобы девочки были счастливы. Работа, конечно, важна, но жизнь важнее. Поэтому каж­дая артистка балета должна испытать прекрасное чувство материнства, состояться как личность. Конечно, я расстраи­ваюсь, когда кто-то выпадает из состава, но больше — радуюсь. Сейчас в декрете 4 участницы, а на манеже работают 11 леди, или «птички», как я их называю.

— И все же коллектив-то женский… Конфликты случаются?

— Бывают, куда без них. Кто-то недоволен местом во время исполнения номера, другой не дали танцевать соло… Нужно следить за ситуацией. Но атмосфера в балете здоровая. Конечно, порой девушки устают, но от трудностей еще никто не уходил.

— Два года назад балет Белгосцирка был приглашен на цирковой фестиваль в Монако. Вам понравилось?

— Человек, понимающий цирк, стремится к одному — попасть в «царство» Монако. Быть причастным к этому фестивалю — большая радость. И конечно, ответственность, все-таки представляли родную Беларусь.

— Признайтесь: балет танцует только для мужской пуб­лики, чтобы та не скучала в цирке?

— Не только для этого (смеется). Но у нас есть четкое равнение на красоту, вкус и стиль в работе.