Взгляд

Журналисты. Штучный товар

В преддверии журналистских майских праздников — Дня печати и Дня работников радио, телевидения и связи — вольно или невольно задумываешься о сегодняшней роли традиционных СМИ в жизни общества. И дело отнюдь не в стремном упоминании нашей профессии среди тех, что могут исчезнуть в будущем с бурным развитием информационных технологий. Напротив, на мой взгляд, именно сегодня сила журналистского слова как никогда велика. Вот только на что эта сила направляется — на созидание или разрушение, на позитив или негативное восприятие действительности? Вопросы совсем не праздные — остро касающиеся белорусского информационного поля. Если изо дня в день от заметки к заметке, от репортажа к репортажу, от комментария к комментарию нагнетать обстановку, ныть, что «все плохо», принциально не замечая многих хороших аспектов нашей жизни, да что там — просто достойных белорусов, людей труда, — о каком движении общества вперед можно говорить, о каком строительстве суверенной независимой страны?!

На недавней встрече Президента с руководителями и коллективами крупнейших СМИ Беларуси прозвучало: главное призвание средств массовой информации — формирование конструктивного общественного мнения. А формировать его можно только через своевременную и объективную подачу материалов, искренний и вдумчивый ­диалог с читателем, зрителем, слушателем. Причем пассивность и выжидательная позиция в этом диалоге сегодня недопустимы — нужны самые решительные действия! На этой же встрече Александр Лукашенко назвал журналистов штучным товаром, а саму журналистику — особенной профессией сродни идеологии. Меня лично зацепила в словах Президента мысль о стержне, который всегда был в белорусских журналистах старшего поколения, — стержне объективности, добра, неравнодушия. Вспоминаю свою работу в газетах «Знамя юности», «Советская Белоруссия» — такие «стержневые» журналисты всегда были рядом с молодыми! И так обеспечивалась преемственность поколений… Рада, что и в нашем агентстве «Минск-Новости» сегодня молодежи есть на кого равняться — на Елену Авринскую, Светлану Шидловскую, Сергея Пятковского. На­деюсь, что наша многочисленная молодежь, ежедневно создающая объективное информационное полотно жизни столицы в газетах, журнале, на радио, информационном портале, по-настоящему обретет этот стержень любви к стране, людям, профессии.

Напоследок — притча. Вроде как и не о СМИ, но о силе слова.

Жил-был один вспыльчивый и несдержанный юноша.

И вот однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каж­дым днем число забиваемых в столб гвоз­дей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем забивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Парень рассказал об этом отцу, и тот ответил, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и однажды юноша сообщил: в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда мужчина взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое и гадкое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры…

Верю, что работа без шрамов нам, журналистам, по силам.