Далекое - близкое Культура

Время такое быстрое…

Проезжая через Минск на Потсдамскую конференцию, Иосиф Виссарионович предложил для восстановления города построить в нем при помощи всего государства несколько крупных заводов союзного значения. А так как в белорусской столице уже работали автосборочный и авиаремонтный цеха, то и было решено возводить на их базе МАЗ и МТЗ. Потом к гигантам в Сталинском присоединились подшипниковый, велосипедный, электротехнический, дав возможность отделить от Заводского еще один промышленный столичный район — Партизанский.

Минск — город с мужским именем, мужским характером, статью, крепкими кулаками рабочего и воина. И продукция, выпускаемая на его предприя­тиях, соответствует статусу города-героя, города-вои­на, города-работника. Каждый белорус в путешествиях, командировках в различные уголки планеты не преми­нет отметить, что самосвалы, несущие грузы по пустыням и заполярным болотам, работающие в рудничных

карьерах, родом из белорусской столицы, что мощные тягачи, тянущие на себе современную бое­вую технику на полигонах, учениях, парадах и пробирающиеся через торосы Антарк­тиды, сделаны в Заводском районе. И автобусы на улицах многих городов — наши.

Может показаться странным или, наоборот, символичным, что эта тяжелая техника напрямую связана с музыкой, поэзией, спортом. Еще только строился первенец белорусского машиностроения, а весь огромный СССР распевал: «Время такое быстрое, мчится за годом год, кажется, только выстроен автомобильный завод». Стихи бывшего военного летчика, литейщика МАЗа Казимира Гляйхенгауса, положенные на музыку композитором Владимиром Оловниковым, пришлись по сердцу. А следом шли песня о том, как «бежит остророгий зубренок по асфальту дорог» и пресловутые «Ветки сирени». Эти песни о любви в заводском поселке пел не только Союз. Дочь поэ­та Наталья Казимировна, побывавшая в США, после представления ее залу вдруг услышала эти отцовские строки. Зал пел! И про друга Сережу, и про горячий металл…

Но годы шли. Забывались песни. И минчане, оказавшиеся во Франции, с завистью поглядывали на скромные, даже не рекламные, а просто информационные постеры, на которых заявлялось, что первый автомобиль в мире был изготовлен на заводах «Рено». И, памятуя об установленных на крышах минских домов аббревиатурах МАЗ, мечтали добавить к ним нечто подобное. Типа того, что каждый пятый грузовик на планете родом из Минска…

Тем временем «МАЗы» ­не просто работают в самых сложных условиях. Они занимаются спортом на не менее трудных ландшафтах. Шли от малого, каждый год приближаясь к пьедесталу. И вот на ралли «Дакар-2018», проходившем зимой на южноамериканском континенте, команда «МАЗ-СПОРТавто» принесла минским автомобилестроителям, испытателям, пилотам второе место и серебряную медаль. Плюс еще отмеченные всем миром ходовые качества грузовика, его способность самому «вставать на ноги» из положения лежа и, конечно же, благородство водителей, бескорыстно помогавших конкурентам.

И теперь рядом с аббревиа­турой МАЗ на крышах минских зданий можно с полным правом разместить серебряную медаль нелегкого ралли как символ трудовой доблести Заводского района.

Автор: Елена АВРИНСКАЯ