Далекое - близкое Культура

Время такое быстрое…

Проезжая через Минск на Потсдамскую конференцию, Иосиф Виссарионович предложил для восстановления города построить в нем при помощи всего государства несколько крупных заводов союзного значения. А так как в белорусской столице уже работали автосборочный и авиаремонтный цеха, то и было решено возводить на их базе МАЗ и МТЗ. Потом к гигантам в Сталинском присоединились подшипниковый, велосипедный, электротехнический, дав возможность отделить от Заводского еще один промышленный столичный район — Партизанский.

Минск — город с мужским именем, мужским характером, статью, крепкими кулаками рабочего и воина. И продукция, выпускаемая на его предприя­тиях, соответствует статусу города-героя, города-вои­на, города-работника. Каждый белорус в путешествиях, командировках в различные уголки планеты не преми­нет отметить, что самосвалы, несущие грузы по пустыням и заполярным болотам, работающие в рудничных

карьерах, родом из белорусской столицы, что мощные тягачи, тянущие на себе современную бое­вую технику на полигонах, учениях, парадах и пробирающиеся через торосы Антарк­тиды, сделаны в Заводском районе. И автобусы на улицах многих городов — наши.

Может показаться странным или, наоборот, символичным, что эта тяжелая техника напрямую связана с музыкой, поэзией, спортом. Еще только строился первенец белорусского машиностроения, а весь огромный СССР распевал: «Время такое быстрое, мчится за годом год, кажется, только выстроен автомобильный завод». Стихи бывшего военного летчика, литейщика МАЗа Казимира Гляйхенгауса, положенные на музыку композитором Владимиром Оловниковым, пришлись по сердцу. А следом шли песня о том, как «бежит остророгий зубренок по асфальту дорог» и пресловутые «Ветки сирени». Эти песни о любви в заводском поселке пел не только Союз. Дочь поэ­та Наталья Казимировна, побывавшая в США, после представления ее залу вдруг услышала эти отцовские строки. Зал пел! И про друга Сережу, и про горячий металл…

Но годы шли. Забывались песни. И минчане, оказавшиеся во Франции, с завистью поглядывали на скромные, даже не рекламные, а просто информационные постеры, на которых заявлялось, что первый автомобиль в мире был изготовлен на заводах «Рено». И, памятуя об установленных на крышах минских домов аббревиатурах МАЗ, мечтали добавить к ним нечто подобное. Типа того, что каждый пятый грузовик на планете родом из Минска…

Тем временем «МАЗы» ­не просто работают в самых сложных условиях. Они занимаются спортом на не менее трудных ландшафтах. Шли от малого, каждый год приближаясь к пьедесталу. И вот на ралли «Дакар-2018», проходившем зимой на южноамериканском континенте, команда «МАЗ-СПОРТавто» принесла минским автомобилестроителям, испытателям, пилотам второе место и серебряную медаль. Плюс еще отмеченные всем миром ходовые качества грузовика, его способность самому «вставать на ноги» из положения лежа и, конечно же, благородство водителей, бескорыстно помогавших конкурентам.

Вам может быть интересно...  Магия Исачева

И теперь рядом с аббревиа­турой МАЗ на крышах минских зданий можно с полным правом разместить серебряную медаль нелегкого ралли как символ трудовой доблести Заводского района.

Автор: Елена АВРИНСКАЯ