Глаза в глаза

Директор на виду

виктор пшиков, ученики

В проекте «Вечернего Минска» — известные люди с неравнодушным и откровенным взглядом на происходящее и на себя. Наш сегодняшний собеседник — Виктор Пшиков, директор 29-й гимназии, одной из самых именитых в столице.

…И шишечка за 5 копеек

— Чувствуется приближение праздника — окна гимназии разукрашены с фантазией…

— Это у начальной школы, в ее здании, а у старшеклассников в этом году аскетично. Потому что нашли немножко денег и будем менять окна. Понимаю, что детям и учителям создадим определенные не­удобства, но здание старое, перемены нужны.

— Это вы себе такое занятие придумали на зимние каникулы?

— Ну да. А новогоднее настроение есть! Скоро гостей будем принимать, к нам обычно приезжают областные делегации, которые приглашены на праздник с учас­тием Главы государства. Готовим и свои мероприятия, для младших организуем в ДК МАЗ собственную елку — человек 500 пойдут туда!

— А сколько всего детей учатся в гимназии?

— Немного. 1 550.

— Вопрос на засыпку: в лицо всех знаете?

— Почти. Почему «почти»? Смеясь, говорю детям: когда вы в школьной форме, я всех вас ­узнаю. Как только надели свободную форму, на улице или где-то на празднике, к вам еще нужно присмотреться.

— А вы Новый год любите? Есть какие-то традиции его встречи?

— В детстве, много лет ­назад, когда жил далеко отсюда, на Каспии, для нас сама по себе новогодняя елка была чудом. И когда ее привозили, мы пытались отыс­кать на ней шишечки. Кто находил — богач! Продавали их друг другу или обменивали на что-то. До сих пор помню, за сколько купил шишку — за 5 копеек! А тогда билет в кино стоил столько… Этот праздник — из любимых, традиция — встречать его в семейном кругу. А семья большая, четверо детей, все замужем-женаты, пятеро внуков растут. Перед Новым годом приезжают, поздравляют, подарками обмениваемся. Уже потом выбираемся к кому-то из детей праздновать.

Не забыть про «спасибо»

— Виктор Васильевич, с позиции сегодняшнего дня: что такого замечательного есть в 29-й гимназии, чем вы, как многолетний ее директор, гордитесь?

— В первую очередь детьми. Каждый раз, когда вхожу в гимназию, испытываю моральное удовлетворение от того, какие у нас ученики. Помимо того что они умные, красивые, интеллигентные. Повторю еще раз: они очень умные. И знаете, есть ощущение, что я среди них не лишний! Всегда ведь боишься, когда работаешь директором, что отдаляешься от ребят. Много хозяйственных забот, каких-то проблем, и ребенок может остаться на втором плане. Не могу забыть фразу, которую услышал много лет назад от одной девочки, она перешла к нам из другой школы. Когда стал с ней беседовать, спрашивать, что интересного было на прежнем месте учебы, как звали директора, она ответила: «Не помню, мы его почти никогда не видели». А директор должен быть на виду. В хорошем смысле этого слова. Не бегать, размахивая руками, а интересоваться жизнью ребят, быть интересным для них, встречать их…

Вам может быть интересно...  С позиции добра

— Вы по утрам по-прежнему встречаете детей?

— Да, уже 25 лет. И на перерывах редко сижу в кабинете, не потому что боюсь непорядка. Интересно наблюдать за учениками. Кому-то нужна помощь, кого-то нужно похвалить, кого-то, может быть, немножко приободрить. Вот прошли этапы республиканских олимпиад, и для меня важно увидеть каждого ребенка, который в них участвовал. Победил, не победил — не имеет значения! Нужно поддержать, сказать спасибо. Это такая важная составляющая моей жизни. Школа — это вообще интересно.

— Помнится, вы всегда были не очень удобным директором. Из нашей с вами давней беседы запомнилось: «Я всегда говорил начальству: принимайте меня таким, какой есть. Нет — освобождайте от должности. Или работайте вместе со мной». Что-то изменилось?

— Всегда с уважением отношусь к людям, которые находятся выше меня. Многие из них сами начинали когда-то учителями и директорами. Но специфика работы директора особая. Звучит громко, тем не менее я это скажу: директор должен быть Личностью. На тебя смотрят 3 тысячи глаз.

— Причем глаз современных детей…

— Да, и они оценивают тебя. Если ты не имеешь собственного мнения, не можешь дать оценку каким-то событиям или действиям, это видно невооруженным глазом. И ученикам, и учителям, и родителям. А учитывая, что мы добиваемся результатов и они осязаемы, сам себе и другим говорю: моя точка зрения оправданна, я правильно поступаю. Согласитесь, в первую очередь я ведь должен быть нужен не начальству, а ребенку, который рядом со мной находится. В этом отношении ничего не меняется: мы работаем на ученика и должны делать все возможное, чтобы ему было в нашей гимназии комфортно.

— А на чай, Виктор Васильевич, дети к вам все так же заходят, тем более что это так просто — у вас ведь нет приемной?

— Приемной нет, и дети приходят. Иногда сами приглашают, если победы какие-то, участие в конкурсах, фестивалях… Буквально несколько недель назад наши ученики ездили в Санкт-Петербург на открытый турнир юных математиков, завоевали 1-е и 2-е места. Встретились, поговорили, тортик съели, и не один. С тортами, правда, я пришел…

О преемниках, подарках и счастье за три моря

— Бушная, Петруша, Черно­усова, Пшиков — этот список авторитетнейших и опытнейших руководителей столичного образования можно продолжить. А видите, кто идет вслед? Подрастает достойная смена или же ваши высоты недосягаемы?

Вам может быть интересно...  С ответственностью и доверием

— Не думаю, что есть такие руководители, которых некем было бы заменить. Но их нужно, во-первых, искать, а во-вторых, готовить. В рамках городской системы это реально. Много проводится интересных фестивалей и конкурсов в учительской среде, где и появляются такие звездочки. Вспоминаю, как полтора года назад учительница младших классов привела ко мне студентку Марию Быковскую: «Посмот­рите на эту девушку: красивая, элегантная, кроме того, будущий педагог». Один раз взглянул — беру! Благо вакансия была… За год как человек раскрылся! Она стала победительницей конкурса молодых педагогов, и из нее может получиться прекрасный руководитель. Да, нужно время: год, два, три… Вопрос еще в том, как поддержать? Беда системы образования — в чрезмерной, я бы так сказал, опеке со стороны органов управления. Начинающих руководителей эта рутина часто прижимает к земле.

— Что, Виктор Васильевич, ответите тем, кто не верит в будущее страны и уезжает искать судьбу, строить жизнь в далекие страны?

— Недавно приходил ко мне бывший ученик, он окончил Гарвардский университет. Потом и в других странах учился. Его слова меня порадовали: «А я не теряю связь с Беларусью. У меня здесь папа, мама, друзья, и я не уверен, что останусь там. Чувствую, что с моими знаниями здесь даже большего добьюсь». Нужно создать условия для того, чтобы молодежь чувствовала потребность в своей стране. Должны быть достойные зарплата, условия труда. Сумеем — никто никуда не поедет, я вам это гарантирую. Бывая в Европе, встречал наших студентов, они учатся в очень хороших условиях, но тем не менее домой им хочется… Много лет назад, в 1994-м, ученик нашей гимназии, тогда еще ­51-й школы, окончил университет и создал компанию Wargaming. И не он один в ней. Работают, живут здесь, успешны.

— Не могу не спросить: родной гимназии помогают?

— Нам подарили несколько компьютерных классов. Вообще, многие выпускники помогают, выступают перед учениками. А как приятно при при­еме документов в первый класс видеть: бывшие ученики ведут к нам своих детей. Подсчитал в этом году — оказалось, целый класс! Мы создали условия, необходимые для развития ребенка, обучения, и точно так же, если мы в государстве сумеем это сделать, не поедет молодежь искать счастье за три моря.

— Про моря. Вы известный любитель путешествовать. До своей мечты, Индонезии, добрались?

— Пока нет, но побывал во многих других странах. Сегодня купил очередную книжку — скоро домой пускать не будут! — про путешествия. А вот подарок от бывшего ученика, съездившего в Новую Гвинею, — мотыжка. Говорит: можете ею учеников погонять!