Культура

В своем репертуаре

«Заводская девчонка» Анастасия Москвина — прима Большого театра Беларуси

16 сентября она будет Аидой. Потом Лизой, Татьяной, Сентой, Неддой, Ярославной… Всегда женственная. Всегда разная, что выдает несомненный актерский талант. И всегда покоряющая зрителя своим волшебным сопрано. Этот голос проникает в самые тайные уголки зрительской души…

Откуда что взялось? Народная артистка Беларуси Анастасия Москвина появилась в семье, никак не связанной с музыкой и театром. Мама Ольга Петровна — инженер-технолог швейного производства, папа Игорь Алексе­евич — инженер-машиностроитель, всю жизнь проработавший на МАЗе. Анастасия родилась и жила в Заводском районе Минска и только полгода назад переехала в Центральный. Смеется: «Я заводская девчонка».

анастасия москвина«Мне снится дедушкин дом»

— В нем выросли три поколения, — говорит певица о доме на улице Ангарской, который построил ее дед. — Петр Павлович Палюхович, мамин папа, участник войны, дошел до Берлина. Работал на МАЗе.

Семье дали участок в Северном поселке под застройку — так появился дом с садом и огородом. А где хороший дом — там и дети, внуки… Когда на Ангарской начали возводить многоэтажки, мои родители через дорогу построили кооперативную квартиру.

Алексей Васильевич Коцюренко, второй дед Анастасии, выпускник Бауманского училища, приехал в Минск в конце войны, участвовал в создании автомеханического техникума и был его первым директором.

— Он рассказывал, как в 1945-м стоял на железнодорожном вокзале с табличкой — приглашал в техникум педагогов и студентов. Бывало так, что транзитные пассажиры, прочитав приглашение, сходили с поезда…

Нетерпение духа

Учителя 2-й музыкальной школы имени Н.И. Аладова искали талантливых ребят и пришли в детский сад. Прослушали Настю. «Абсолютный слух. Девочке надо на скрипку». Энтузиастом обучения был папа. Чтобы дочка поступила в музыкальную школу, он целый год возил ее к педагогу-скрипачу. Настя освоила скрипку, а когда захотела играть на гитаре, и шестиструнка поддалась. Но в будущем она не видела себя музыкантом — хотела сама устраивать представления и концерты. В университете культуры получила профессию режиссера. Однако…

Доминантным оказалось пение. Был в ее жизни такой момент, когда она одновременно училась в двух вузах — в БГУКИ в аспирантуре и в БГАМ по классу вокала. И вот теперь, на шестнадцатом году работы в Большом театре Беларуси, поступила на заочное обучение в третий вуз. Это Академия управления при Президенте Беларуси.

Какая сила все время толкает вперед Анастасию Моск­вину — певицу, которая находится в прекрасной творческой форме и вроде должна наконец успокоиться?

— Нетерпение духа, — искренняя улыбка смягчает пафос. — Надо быть интересным и нужным не только окружающим, но и себе. Причем себе в первую очередь. Никому из певцов не дано знать, на сколько лет бог дал голос. Я привыкла быть на лидерских позициях, уважать себя. Если певческая карьера пойдет на спад, уйду. И есть куда — уже восемь лет преподаю в Академии музыки, передаю студентам опыт, который накопила на сцене (А. Москвина — профессор БГАМ. — Прим. авт.) Но с Академией управления — другая мотивация, и связана она с тем, что я больше люблю отдавать, чем брать. Творческий человек может реализовать свою потребность приносить обществу пользу не только на сцене.

Вам может быть интересно...  Такие Странные танцы

Злой не может сыграть доброго

— Те люди, которые говорят, что не любят оперу, просто-напросто ее не знают. Им нужно прийти… Да хотя бы на «Иоланту». Опера короткая, с прекрасным финалом, в котором есть божественное начало. Это одна из последних опер Чайковского, когда наконец он сделал героиню счастливой. Я пою Иоланту много лет. Актерски очень трудно перевоплощаться в слепую девушку и при этом видеть партнеров, не свалиться в оркестровую яму… Но дело даже не в этом.

Иоланта чиста. Иоланта любит. Сыграть то состояние, которое ты не испытываешь, невозможно. Сцена выдает любую фальшь. В каких бы рамках ты себя ни держал, нут­ро выходит.

Кстати

Мы знаем, что Анастасия делала этим летом — вместе с Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнева 12 июня пела партию Иоланты в Токио. Концерт открыл Год культуры России в Японии. Россияне давно оценили талант Москвиной: в Большом театре России она пела в спектаклях «Летучая мышь», «Снегурочка», «Вишневый сад», в московской филармонии — в опере «Оберон».

Слово, мысль, музыка

— В ближайшее время у меня гастроли: наш театр представит во Франции «Иоланту» Чайковского и «Алеко» Рахманинова в концертном исполнении. Люблю русскую музыку, она хорошо ложится на мой голос, характер. В русской опере слово, мысль, музыка составляют одно целое и мощно воздействуют на слушателя. То же могу сказать о белорусской опере. «Седая легенда» Смольского идет в нашем театре на белорусском языке, это глубокое произведение, нацио­нальное искусство. (Создатели спектакля, А. Моск­вина в их числе, в 2017 году были отмечены Госпремией Беларуси. — Прим. авт.) В моем репертуа­ре нет нелюбимых опер. Обожаю Пуччини: с удовольствием пела партию Мими в «Богеме», сейчас — Лиу в «Турандот». Люблю Вагнера: в «Летучем голландце» у меня Сента… Будущей весной белорусский Большой представит новую версию оперетты Штрауса «Летучая мышь»: буду петь на русском языке партию

Розалинды, которую я уже исполняла на сцене Большого театра России.

На спектакль, как на войну

— Когда ты выходишь на сцену — на войну выходишь. Ты должен взять все верхние ноты, спеть все ансамбли, со всеми солистами вовремя вступить, слышать одновременно оркестр, партнеров… Мы не ноты поем. Мы живем большой настоящей жизнью на сцене. Погружаем зрителей в музыкально-сценическую иллюзию и сами туда попадаем.

Вам может быть интересно...  Гармония из хаоса

Удивительная профессия: сегодня у меня одна история, послезавтра — другая, потом — третья, возможность попробовать иной век, иную ­судьбу, походить в старинных нарядах и украшениях… Бонус еще и в том, что мы работаем в красоте. После ремонта театр просто роскошный, закулисье удобное — это целый город со своими кафе, цехами, залами…

Принадлежать театру

— Так было всегда: если артист хотел дойти в своей профессии до каких-то высот, он всецело ей отдавался, не мог завести семью, детей. Но однажды карьера завершалась, и человек оставался один. Печально… Поэтому, когда вижу, что даже балерины, не говоря уже о певицах, стремятся к тому, чтобы рожать детей, я им внутренне аплодирую.

Должна у артиста быть жизнь и вне театра. Хотя… Мы не принадлежим себе. Зависимость полная. Я даже визит к врачу не могу спланировать… Нет, не жалуюсь. Это мой выбор. Мой адреналин. Мысли, силы — здесь, в теат­ре. Что бы я ни говорила вам раньше, не представляю, как из него можно уйти… Когда возвращаюсь с гастролей, меня первыми встречают город и театр. Родные и любимые.

От всей души поздравляю минчан с Днем города и приглашаю в Большой театр Беларуси. Приходите на наши спектакли и концерты, которые мы для вас стараемся сделать настоящими праздниками высокого искусства.

Блиц

— Любимое место в городе?

— Любое, где есть зелень: Парк Победы, Лошицкий… А вне Минска — дом в деревне: тишина, покой, петухи поют.

— Водите машину?

— Водительский стаж — 18 лет.

— Что привозите из гастрольных поездок?

— Эмоции и фотоснимки. Не хочу захламлять новую квартиру.

— Много ли было у вас упущенных возможностей?

— Нет. Стараюсь не смотреть назад. Надо полноценно проживать вот этот, сегодняшний миг.

— Мечта — это…

— Освоить вертолет и полетать.

— Что делаете, если за окном идет нудный дождь?

— Радуюсь. Когда влажно, хорошо звучит мой голос. В целом настроение не зависит от погоды, мне все хорошо.

— Любимый праздник?

— Пасха — в ней много света и доброты.

— Самый счастливый день в жизни?

— Рождение сына Ивана.