Время детское

В сказку попали

Волшебную книгу с картинками из сказки Андерсена «Дикие лебеди» напомнили мне столичные ясли-сад № 71. У Элизы и ее братьев была такая, стоила полкоролевства! Герои сказочных историй сходили со страниц и разговаривали с юными принцами и их прелестной сестрой

— Осенью наш садик отметит 40-летие, — рассказывает заведующая ГУО «Ясли-сад № 71 г. Минска» Юлия Радобольская. — Капитального ремонта здесь за эти годы ни разу не было. Помню, как 10 лет назад пришла сюда работать и увидела серые стены… Поду­мала: как здесь воспитывать прекрасное в детях? К тому же сад-то особенный, его посещают ребята с серьезными проб­лемами со здоровьем. Диагнозы у малышей разные: онкология, бронхиальная астма, патология желудочно-кишечного тракта, заболевания органов дыхания… Отвлечь ребенка с ослабленным здоровьем, переключить его внимание на что-то другое, когда у тебя такая насыщенная предметная среда, намного легче. Так и родилась идея превратить садик в большую книгу сказок. Стены должны работать! А еще хотелось, чтобы наши малыши чаще улыбались. Коллектив меня поддержал. Начали с холла, постепенно разрисовали все помещения. Нам активно помогала Наталья Карпушина, мама одного из воспитанников. Она художник-самоучка, оформляет помещения в больницах, детских домах. Сначала разрабатываем проект, за основу берем иллюстрации из известных детских книг. А когда летом наш сад закрывается на два месяца, беремся за кисти.

Так держать!

Ясли-сад № 71 удивляют еще одним фактом: здесь работают несколько педагогов, перешагнувших 70-летний рубеж. На них равняется молодежь. Такая преемственность поколений помогла сформировать дружный творческий коллектив.

Где живут синички

Юлия Павловна с гордостью показывает нам ясли-сад, которые стали вторым домом для воспитанников и педагогов. На двери каждой группы — табличка с ее названием: «Божья коровка», «Синички», «Цветики-семицветики», также указаны ФИО, категория и стаж работы воспитателей, которые здесь трудятся. В раздевалках на дверцах детских шкафчиков размещены фотографии мальчишек и девчонок, так точно не перепутаешь, где лежат твои вещи. Если шкаф не занят, то помещают табличку «Жду своего хозяина». В группе помимо стандартной мебели для дошколят есть и удобные диванчики, на которых малыши любят отдыхать.

Каждое групповое помещение оформлено по мотивам иллюстраций к той или иной сказочной истории. Например, в одной из групп нас встречает Золушка. Воспитатель как раз читает детворе про волшебное перевоплощение замарашки в принцессу. В другой группе видим того самого Карлсона, который живет на крыше. «Белоснежка и семь гномов», «Русалочка», «Сказка о глупом Мышонке», «Волшебная лампа Аладдина» — на этих и других сказках выросло не одно поколение детей.

Стены детского сада помогают малышам изучать мир и путешествовать. На одних царят зимние пейзажи (в спальне даже можно наблюдать северное сияние!), на других — пустыня с барханами, верблюдами и оазисом… А здесь открыт портал в лесной мир, на опушке — сказочная избушка. Ребята давно подружились с обитателями леса — зайцами, белками, ежиками, различными птицами. Есть и патриотическая тема — белорусские поля, над которыми летит аист.

Африканские старты

В саду 4 логопедические группы, в каждой из них сделали отдельные кабинеты для дефектологов, чтобы было удобно работать.

— Оформили специальные познавательные уголки для родителей, папки с детскими работами, — продолжает заведующая. — МИД оказал спонсорскую помощь детсаду — передал компьютеры, которые очень нужны в работе учителя-дефектолога.

Заглядываем в кабинет такого специалиста. Инна Яромко проходит с ребятами тему праздничного парада. Детвора считает, сколько единиц военной техники принимают в нем участие.

В спортивном зале пока тишина. Здесь тоже сделали перепланировку и ремонт. В оформ­лении использовали африканскую тематику. Ведь на этом континенте водятся самые быстрые и ловкие животные: лев, жираф, страус, мартышка. Их и изобразили на стенах.

— Расширили зал за счет группового помещения, — поясняет Юлия Павловна. — Как бывшая спортсменка, считаю, что важен простор, чтобы детворе было где разогнаться, дать выход энергии.

А отдохнуть и расслабиться малыши могут в полисенсорной комнате. Здесь можно походить по теплой дорожке из камушков — отличный массаж стоп и профилактика плоскостопия, принять сухой душ, поваляться на мягком ковре или посидеть на подушках в виде разных зверей.

ясли-сад № 71, Минск К гномам в гости

Большое внимание коллектив дошкольного учреждения уделяет и детской площадке.

— Высаживаем жасмин, лаванду, другие цветы с приятным запахом. И наши дети проходят сеансы ароматерапии на свежем воздухе, — поясняет Юлия Павловна. — Проявляем дизайнерскую смекалку. Например, из деревянных светильников для бани получились оригинальные вазы, а из европоддонов смастерили диванчик. Мусорный бак замаскировали под улей. Во дворе мы выложили дорожки для профилактики плоскостопия. В нашем чудесном саду поселились и гномы — всего их 11. Каждая группа сшила по одному такому человечку.

Здорово, что у городской детворы есть возможность наблюдать за тем, как паучок плетет свою ажурную сеть, как бабочка порхает с цветка на цветок, как зреет земляника…

— В прошлом учебном году наши ясли-сад заняли второе место в городском конкурсе «Формула сада» в номинации «Детская площадка», — уточняет заместитель заведующей по основной деятельности Татьяна Ажгиревич. — В нынешнем году продолжаем заниматься ландшафтным дизайном. Идей у нашей Юлии Павловны еще много.

Это дошкольное учреждение удивляет еще одним фактом: в садике работают несколько педагогов, перешагнувших 70-летний рубеж. В их числе Зоя Мардас, которая разработала для ослабленных малышей комплекс здоровье­сберегающих игр и упражнений. Одни тренируют дыхание, другие улучшают мелкую моторику, третьи способствуют формированию правильной осанки. При этом инвентарь можно изготовить самим из природных материалов или вторсырья. Родители воспитанников берут на заметку идеи педагога и используют их в домашней обстановке. От мам и пап в адрес Зои Павловны и ее коллег постоянно поступают теплые отзывы и благодарности.

— На таких педагогов равняется молодежь! — отмечает Юлия Радобольская. — Такая преемственность поколений помогла сформировать дружный творческий коллектив. Постоянно участвуем в различных конкурсах, новых проектах. Горжусь своей коман­дой!