Горхоз Наше метро

В секундных интервалах

Сложностей с выбором профессии не было.

Отец Виктор Василье­вич до сих пор трудится в службе сигнализации и связи метрополитена. Дед Василий Михайлович многие годы отдал Белорусской железной дороге. Семья подсказала наиболее привлекательное направление деятельности — машинист электропоез­да подземки.

Именно эту специализацию Алексей определил для себя еще во время учебы на техника-электромеханика в Минском колледже электроники. После службы во внут­ренних войсках МВД пошел на курсы. Девять месяцев и­зучения теории в Минском колледже железнодорожного транспорта и практики на линиях метро пролетели как один день.

— В группе выпуска 2003 го­да было 18 человек, — рассказывает Алексей. — Сегодня из них в метро трудится в лучшем случае половина. Столь значительный отсев, думаю, о­бусловлен спецификой работы. Машинист электропоезда, в отличие, к примеру, от водителя автобуса или трамвая, действует в условиях более жесткой интенсивности движения. Да и за ним не сто-двести, а полторы тысячи пассажиров. Столько и даже больше в часы пик вмещают пять вагонов электропоезда. И доставить их к каждой станции необходимо не в минутных, а в секундных интервалах. В случае кратковременной задерж­ки (10-15 секунд) ставлю в известность дис­петчера. Машинист управляет составом, выдерживает регламент скоростного режима, следит за путевыми сигналами, посадкой и высадкой… И постоянно надо оценивать общую обстановку как в тоннеле, так и на станции, что требует большой концентрации внимания. Уверен, что главное качество, которое должно быть у машиниста, — психологическая устойчивость. Необходимо, конечно, и крепкое здоровье, подразумевающее в том чис­ле хорошее зрение, острый слух и быструю реакцию. По­этому машинисты ежегодно проходят комплексную медкомиссию, а ежедневно перед сменой — мед­осмотр. И каж­дые три месяца проверяют теоретические знания.

За 14 лет работы на Автозаводской линии метро Алексея Кожемяко уже дваж­ды признавали лучшим машинистом среди почти 350 коллег.

Случались в его практике и нештатные ситуации. Однаж­ды на станции «Первомайская» пришлось включить экстренное торможение состава перед перебегавшим с перрона на перрон человеком. В другой раз Алексей, по сути, спас не­адекватного мужчину, неизвестно как оказавшегося в тоннеле. Усадил его в первый вагон, а на ближайшей станции передал в руки милиции.

— Режим работы у машинистов своеобразный, — отмечает Алексей. — Смена длится 6-7 часов 5-6 дней в неделю. Причем в течение смены можем поменять 2-3 электропоезда. Между пересадками с поезда на поезд, обычно в линейном пунк­те станции «Купаловская», предусмотрен прием пищи, на что отводится 20-30 минут. Есть там и комната отдыха, в которой можно поспать между близкими сменами. Самая сложная для машинистов электропоезда, пожалуй, станция «Каменная Горка“. Там всегда много людей, в часы пик иногда сложно закрыть двери состава, что, естественно, затрудняет соблюдение графика движения. Кстати, максимально допустимая скорость в тоннеле — 80 км/ч.

Алексей уже наслышан о технических новшествах, которые планируется внедрить на строящейся третьей линии метро. Защитные экраны на перронах и автоматическое ведение составов призваны на более высоком уровне обеспечить безопасность пассажиров и облегчить труд машинистов. Но, по мнению собеседника, роль последних все равно останется главной.

Лучший способ восстановить силы в выходные и отдохнуть для Алексея — рыбалка. Есть излюбленные мес­та на Припяти. Чаще всего отправляется на реку с друзьями. Иногда компанию составляет супруга Дарья, которая работает в Белорусском государственном университете культуры и искусств.

Факт биографии

За 14 лет работы на Автозаводской линии Алексея Кожемяко дважды признавали лучшим машинистом Минского метрополитена.

Автор: Константин БЕЛОУС