Культура

Ужель та самая Татьяна?!.

Татьяна Уласень

25 января, в Татьянин день, несмотря на свои именины, Татьяна Уласень будет стоять у балетного станка

Юная минчанка Таня Уласень появилась на свет в семье педагогов: мама — учитель математики, папа — учитель физики. Детским забавам и игрушкам предпочитала серьезные занятия. Посещала кружки и секции, но более всего увлекалась художественной гимнастикой. А когда тренер сказал, что у нее задатки балерины, поступила в хореографическое училище (ныне гимназия-колледж).

Она никогда не называла учебу в таком дисциплинарно строгом заведении тяжелой. Всегда считала танец идеальным для себя существованием. Ей даже не была в тягость дорога: полтора часа из Серебрянки в училище на Притыцкого и столько же назад.

Старинный студенческий праздник Татьянин день для Татьяны двойной, ведь кроме колледжа, уже работая в театре, она окончила Белорусскую государственную академию музыки и получила диплом педагога-репетитора.

Забегая вперед, скажем, что ее жизнь напоминает равнобедренный треугольник. Одна вершина — театр, где Уласень занята в классическом репертуаре. Например, в нынешнем январе зритель видел ее Батильду в балете «Жизель, или Вилисы» и Леди Капулетти в балете «Ромео и Джульетта».

Татьяна УласеньВторая точка — работа педагогом в Балетной школе Марины Вежновец. Класс Уласень — начальный. В нем занимаются крохи 3-5 лет, поэтому Татьяна не просто учитель, а первый проводник в мир искусства — мир великой иллюзии, одухотворяющей человека. Видеть горящие от восторга глаза детей — это такое же счастье, как самой выходить в танце в огненный круг сцены…

Третья вершина треугольника — собственная семья. Татьяна подчеркивает: эта вершина главная. Муж Алексей тоже из балетных. Между прочим, «сводником» выступил наш Музыкальный театр, где учащаяся колледжа Татьяна Уласень стажировалась, а Алексей Чернышевич работал. (Сейчас он танцует в знаменитом ансамбле «Хорошки».) У них двое детей: Анечке 9 лет, Никите — 6.

…С подачи Пушкина считается, что имя Татьяна славянское. На самом деле у него южно-европейские корни, и самой первой из известных Татьян является христианская мученица Татиана Римская. Ее часто называют покровительницей студентов. Имя пришло с юга, но закрепилось именно в наших краях, потому что характер Татьян мягким не назовешь, он под стать климату. Люди это надежные, кремень, одним словом. В современной России Татьяны много сделали для развития культуры: Доронина, Толстая, Пельтцер… В Беларуси Татьяны прославили наш спорт: Ледовская, Холодович, Огрызко, Петреня…

— Имя нравится, оно мне подходит, — говорит солистка. — Кстати, я всегда хотела станцевать партию своей тезки Татьяны Лариной. Существует не только знаменитая опера «Евгений Онегин», но и три балета с таким названием на музыку Чайковского.

Сюжет пушкинский, а пластика у каждого из хореографов — Крэнко, Медведева и Эйфмана — своя. Две балетные вариации я видела на экране и поняла: Татьяна — самая что ни на есть моя героиня. Такие персонажи, натуры цельные, сильные духом, с напряженной внутренней жизнью, всегда меня притягивали.

На сцене Татьяна Уласень умеет создавать разные образы. Она и Куртизанка в «Спартаке», и Мерседес в «Дон Кихоте», и Пленница в «Половецких плясках»… Бывает, что пространство роли небольшое, а надо за несколько минут сыграть судьбу. Например, в балете «Дон Кихот» Уласень сумела объяснить зрителю, что ее Цыганка несчастна — у нее безответная любовь.

Это самое сложное в балете — передать эмоции. Особенно те, которых у балерины не было в реальной жизни. Что может юная танцовщица знать о зрелой любви? А когда приходит жизненный опыт, кончается балетный век, надо покидать сцену. Зато когда и в жизни, и в танце все сходится… Теперь вы понимаете, с каким чувством мама девятилетней Ани танцует маму тринадцатилетней Джульетты!

— Дети меня многому учат, — продолжает Татьяна. — Благодаря сыну, а он у нас «солнечный ребенок», я превратилась из максималистки в человека терпеливого. Раньше, если что-то не нравилось, я билась до последнего, чтобы все было идеально, а теперь знаю, где нужно остановиться. Дочка выросла в театре. Нянечек не было, приходилось брать Аню на работу. Так многие делают, и наши дети умеют занять себя, пока мамы репетируют.

Однажды после балета «Спящая красавица», в котором я была злой феей Карабос, спросила: «Тебе, наверное, больше всех нравится принцесса? Ты хотела бы ее станцевать?» — «Нет, фею Карабос» — «Доченька, она злая!» — «Она несчастная». Я задумалась и поняла: Карабос тоже была доброй, но поддалась эмоциям. В ней бурлит оскорбленное достоинство!.. Да, чаще надо смотреть на мир глазами своего ребенка.

Репетируя что-то новое, Татьяна читает книги по теме, ходит с дочкой в художественный музей, там они рассмат­ривают портреты. Жесты, лицо, выражение глаз, прически — все идет в копилку творческого опыта.

Балерине нужны широкие горизонты, и она их раздвигает сама. Как настоящая Татьяна.