Культура

Умный и чуть-чуть тупее

зеленая книга, фильм

О том, почему фильм «Зеленая книга» понравится практически всем

Кто бы мог подумать, что через 25 лет после премьеры весьма специфической комедии с Джимом Керри «Тупой и еще тупее» один из ее режиссеров, Питер Фарелли, станет ключевой фигурой оскаровской гонки? А вот поди ж ты. И все благодаря фильму «Зеленая книга» — добротно скроенной истории о приключениях интеллигентного черного пианиста Дона Ширли и его неотесанного малограмотного белокожего водителя-телохранителя Тони «Болтуна» Валлелонга во время турне по южным штатам. У ленты несколько номинаций на «Оскар», в том числе в самой почетной категории — «Лучший фильм». На вручении премии «Золотой глобус», которую часто называют генеральной репетицией «Оскара», «Зеленой книге» перепали три награды: за лучший фильм (комедия или мюзикл), лучшую мужскую роль второго плана (Махершала Али), лучший сценарий. Правда, устроителям «Золотого глобуса» в этом отношении проще. У премии есть еще одна номинация — «Лучший фильм (драма)», победу в которой отдали «Богемской рапсодии». В случае с «Оскаром» академикам придется выбирать. И вполне может статься, что выбор падет как раз на «Зеленую книгу».

В фильме привлекает прежде всего то, что в нем ничего не отталкивает. «Зеленая книга» — тот самый случай, когда отсутствие режущих глаза недостатков уже достоинство. К картине в принципе сложно придраться. Интересный сюжет (основанный, к слову, на реальных событиях), добротный юмор, прекрасный актерский дуэт — ­Вигго Мортенсен и Махершала Али, деликатное обхождение с острыми темами. Это все о «Зеленой книге». Также стоит похвалить создателей за отсутствие навязчивого морализаторства, при этом очень хорошо показано внутреннее смятение героя, Дона Ширли, чернокожего аристократа, который, по его же словам, «недостаточно черный и недостаточно белый», а поэтому большую часть времени проводит в одиночестве. Ну и самое главное: «Зеленая книга» — это не дань уважения чему-либо (будь то немое кино, мюзиклы, политические веяния или сексуальные меньшинства), не лента-аллегория, не философская притча, хотя что-то философское в ней определенно есть. Это простое и доброе кино, которое, казалось бы, несложно снимать (была бы подходящая история), но почему-то мало кто снимает.

Вам может быть интересно...  Виктор Манаев: «Люблю все свои роли»

Конечно, эта простота может сыграть с «Зеленой книгой» злую шутку. Не раз и не два случалось так, что американская киноакадемия в числе лучших выбирала фильмы, которые через год и вспомнит-то не каждый смотревший. Кто, например, с ходу назовет, о чем рассказывает крепкая, но проходная лента «Операция «Арго»? Или, из той же оперы, фильм «В центре внимания»? Что уж говорить про «Лунный свет», который обошел покоривший зрителей «Ла-Ла Ленд». Однако от того, дадут «Зеленой книге» заветную статуэтку за лучший фильм или нет, разве станет сама картина хуже?