Часы времени

Тот, кто у печки

Он создал в Минске партию для Ленина, а потом решил, что Шекспир и Евангелие важнее политики

Младший вместо старшего

Александр Вановский в молодости…

Александра Алексеевича Вановского (иногда пишут «Ванновский») минчанином не назовешь. Он здесь и пробыл-то всего три дня — с 1 (13) по 3 (15) марта 1898 года. Правда, этого хватило, чтобы его имя вошло в историю города. Домик I съезда РСДРП знаете? Съезд проходил 120 лет назад.

23-летний отставной поручик Вановский был одним из его участников.

Сын офицера, он поначалу шел по отцовским стопам. Но старший брат, Виктор, был активным членом московского подпольного «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», и Александр тоже оставил службу ради этой самой борьбы (впрочем, еще и для поступления в высшее техническое училище). В Минск делегатом от «Союза», говорят, должен был ехать старший Вановский, да заболел. И поехал младший. Съезд провозгласил создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Ее потом возглавил Ленин, она считается исторической предшественницей КПСС.

Правда, к тому, что было потом, Вановский отношение имел относительное. Тем не менее… От печки, возле которой он сидит на картине, изображающей I съезд, действительно все и заплясало.

Тактика уличного боя

Конечно, «первая жизнь» Александ­ра Вановского — это революционная борьба, конспирация, тюрьмы, ссылка… Из революционной среды была и его нежно любимая жена Вера.

Итак, РСДРП вместе с товарищами создал. А дальше — вспоминайте школьные уроки истории: РСДРП разделилась на большевиков и меньшевиков. Вановский больше тяготел к меньшевикам, но во время революции 1905 го­да стал одним из организаторов восстания саперов в Киеве. В подпольном большевистском Военно-техническом бюро изобретал оружие для баррикадных сражений — самое разное, вплоть до ракет. С ракетами ничего не вышло, с революцией тоже (тогда). Но, скажем, написанная им в те годы книга «Тактика уличного боя», поз­же, в 1960-е, переведенная на испанский, стала «классикой жанра» у революционеров Латинской Америки.

…и в зрелые годы

Чему на склоне лет ее автор, надо полагать, не особо радовался.

Спроси у Гамлета

Считается, что его «вторая жизнь» — период нравственных исканий — началась примерно в 1912-м. Но, видимо, все же раньше. За свои дела в 1­905-м Вановский был заочно приговорен к виселице. На десять лет ушел в подполье. Но что значит «подполье»? Он же не в погребе сидел! Просто затаился, сменил внешность и жил, работал (все-таки имел техническое образование). И еще думал. Он пережил тяжелый внут­ренний кризис. Суть выводов, к которым пришел: да, можно бесконечно класть жизни, свои и чужие, ради перемены социального строя, но любые перемены бессмысленны, если не изменится сам человек. Меняют же человека два фактора — культура и религия.

Вам может быть интересно...  День рождения галоши

В общем, в 1912-м революционер Вановский известил товарищей, что выходит из игры. Ни от чего не отказывается, никого не намерен сдавать, просто, как написал, «ставлю крест на политике». Поскольку теперь его больше интересуют другие вещи — Шекспир (он считал, что в «Гамлете» скрыты коды нравственного обновления личности) и философские аспекты христианства.

В 1914-м грянула Первая мировая война. Бывшему офицеру отсиживаться, когда на родину напал враг? Вановский понял, что его место — в строю, и решил идти на фронт добровольцем. Правда, смертный приговор все еще висел над ним. Но была не была! Явился на призывной участок. А дальше, как сам потом объяснял, повезло: в полицейских бумагах оказалась какая-то путаница, военным же было не до разбирательств, махнули рукой. В те дни он простился с женой и маленькой дочкой. Как оказалось, навсегда.

Японский профессор

Он хорошо воевал, был награжден за храбрость. Через полтора года отозвали в тыл осваивать новую технику. После курсов получил новое назначение — начальником радиостанции в Хабаровск. Там его застали Февральская революция, которую Вановский приветствовал, и Октябрьская, которую не принял.

Иногда пишут, что в Гражданскую он был у Колчака. Нет. Не был ни с теми, ни с этими, считая, что братоубийственная бойня по определению губительна для страны. А потом тяжело заболел и в 1919-м, воспользовавшись случаем, у­ехал на лечение в Японию. Думал, на время, а вернуться уже не смог.

«Третья жизнь» Александра Вановского — это жизнь японского профессора, преподавателя в разных университетах. В чем-то ему и здесь везло. Уцелел посреди страшного токийского землетрясения 1923 года. А позже, летом 1941-го, поехал отдохнуть в курортный городок Каруидзава, и тут началась война. Вановского интернировали, ему запретили покидать город, но тихую глубинную Каруидзаву обошли стороной американские бомбардировки, трагедия Хиросимы и Нагасаки. И вообще отметим, что на чужой земле человек не пропал, не опустился, на­оборот, блистательно состоялся в новом качестве — ученого-литературоведа.

В 1950-е он получил предложение вернуться в СССР. Но… Надо было обличить в советских газетах русских эмигрантов в Японии, дескать, сплошь шпионы. Вановский отказался. В более либеральные 1960-е приезжавшие в Японию советские журналисты с удивлением узнавали, что участник «того самого» I съезда 1898 года, оказывается, жив! И даже в здравом уме!

Вам может быть интересно...  Кто съел завтрак командующего?

У Вановского пару раз брали интервью — Борис Полевой, Владимир Цветов. Он что-то вспоминал о далеком прошлом, отвечал на вопросы. Гости старались вежливо не замечать иконы в его скромной токийской квартирке, хотя именно иконы теперь олицетворяли главное в жизни хозяина. Что ж, когда столько раз уйдешь от смерти, задумаешься о Боге и божьем промысле. От «грехов молодости» Вановский не открещивался, однако… Говорят: если в юности не революционер, ты подлец, но если до старости революционер, ты дурак. Он не был ни подлецом, ни дураком. А уж как сложилась судьба, так сложилась.

У нас имя Александра Вановского связано с I съездом РСДРП. В мире он известен как крупный шекспировед, знаток японской мифологии, богослов…

Умер в 1967 году в возрасте 93 лет. В СССР как раз готовились пышно отмечать 50-летие Октябрьской революции. Той, которую старый ученый из Токио когда-то посильно приближал в далеком Минске, да вовремя остановился.

I съезд

В марте 1898 года в Минске на I съезде РСДРП произошло объединение разделенных территориально и национально подпольных марксистских кружков Российской империи.

Минск стал местом проведения съезда случайно — здесь жил сочувствовавший революционерам железнодорожный служащий Петр Румянцев, на квартире которого делегаты и смогли собраться. Мы рассказали о судьбе Александра Вановского. Судьбы других участников съезда в чем-то схожи. Большевиком стал лишь Степан Радченко, умерший в 1911-м. Прочие — Тучапский, Эйдельман, Петрусевич, Вигдорчик, бундовцы Кац, Кремер и Мутник — предпочли, выразимся так, социал-демократию западного типа. Но социал-демократические идеи и сегодня сильны во многих странах. Так что Дом-музей I съезда РСДРП в Минске — туристский бренд международного значения. А также просто хороший музей дореволюционного городского быта.