Общество Рабочий? Класс!

Тот, кто идет впереди

До 1983 года Иван Иванович жил в Гродно, работал формовщиком на стекольном заводе. Но женитьба и переезд в Минск вынудили сменить специальность. Тогда заканчивалось строительство первой линии столичной подземки, нужны были разные работники. Одно из объявлений в «ВМ» приглашало на курсы по обучению профессии «проходчик тоннелей». В группу набрали 30 человек. Сегодня в СМУ №  1 УП «Минск­мет­ро­строй» трудятся лишь два ее выпускника. Один из них — 58-летний Иван Калюбко. Хотя и он мог уже давно уйти на заслуженный отдых: пенсионный возраст для тружеников этого профиля — 50 лет.

— Тот, кто хоть раз побывал в строящемся тоннеле, сразу поймет, почему проходчики так рано уходят на пенсию, почему у них 7-часовой рабочий день и 46-дневный отпуск, — говорит Иван Иванович. — Правда, работа не только тяжелая и сложная, но и престижная, уважаемая. Среди рабочих профессий специальность проходчика котируется очень высоко. В постперестроечные времена многие метростроители уволились из-за низкой мотивации труда. Сейчас проблем с набором кадров нет, их регулярно выпускают учебные заведения страны, и все же некоторая текучесть работников остается. Не всем по силам и по характеру труд на проходке тоннелей. Многие молодые люди хотят сразу получать хорошую зарплату. Но не понимают, что для этого надо пройти определенный путь. Например, я к 6-му разряду, максимальному для проходчиков, шел 30 лет. А своему призванию оставался верен не из-за зарплаты, а благодаря нашему коллективу, его костяку. Учас­ток №  8, по сути, стал для меня вторым домом, где все общее — и радости, и невзгоды. Чего греха таить, случались на проходке с применением немеханизированного щита и трагические происшествия, и травмы. Наш шахтерский труд не терпит разгильдяйства и пижонства, отторгает как наивных романтиков, так и расчетливых временщиков.

Иван Калюбко избежал травм и серьезных профессио­нальных заболеваний: безопасность и продуманная организация рабочего места для него превыше всего. Работал на разных участках забоя, а в последние годы ему и его напарнику Александру Полякову доверена ответственная операция — нагнетание цементного раствора в пространство между грунтом и бетонными кольцами тоннеля. Основные инструменты — увесистый перфоратор и длинное сверло. В один шурф в зависимости от особенностей грунта могут подавать от нескольких килограммов до 5 т цементного раствора. За месяц по контуру колец партнеры проходят по 40 м и больше. Особенно тяжело дается сверление верхних отверстий, когда вибрирующий перфоратор весом под 35 кг нужно держать вдвоем на вытянутых руках. За 34 года Иван Иванович прошел не один десяток километров тоннелей разного назначения — линейных, перегонных, тупиковых. Участвовал в возведении многих станций двух первых линий минского метро. Сейчас трудится на третьей — на правом тупике станции «Юбилейная площадь».

— Участок на улице Мельникайте для буровых работ очень коварный по геологическим условиям, — поясняет Иван Калюбко. — За супесями, суглинками порой идет сплошной галечник, попадаются и каменные валуны, достигающие в диа­мет­ре 2 м. Но наибольшие проблемы, конечно, доставляют подземные водотоки. Плывуны нужно как можно быстрее локализовать, иначе не оберешься бед. По­это­му для меня самое сложное в забое — не физические нагрузки, а работа в непредвиденных ситуациях. Больше напряжения, нежели «Юбилейка», от меня потребовала, пожалуй, только станция «Малиновка», вот уж где вода шла сплошным потоком с речки Лошицы! Сражались с ней долго и большими силами. Из иных проходческих неожиданностей — останки слона на станции «Уручье». Фрагмент его челюсти я лично передавал археологам.

Секрет трудового долголетия Ивана Ивановича? Скорее всего, в привычке и любви к труду. С малолетства помогал в деревне родителям по хозяйству, поз­же служил в танковых войсках, в молодости работал на стекольном заводе… Поэтому и сейчас даже в выходные дни проходчик не сидит без дела — находит время и силы для работы на даче, расположенной в чудных местах в Ивьевском райо­не, совмещает полезное с приятным. С удовольствием отдыхает на природе, особенно любит «тихую охоту» — собирать грибы. Возводит и ремонтирует дачные постройки. Сейчас, к примеру, доводит до ума гараж. Настоящая отдушина для него и супруги Людмилы Станиславовны — три внучки и внук, которых подарили им дочь Наталья и сын Сергей. Повозиться с ними — любимое занятие.

В послужном списке Ивана Калюбко немало грамот и благодарностей, ценных подарков от руководства, премий. А на днях Иван Иванович был удостоен наи­высшего в строи­тельной отрасли отличия — звания «Ганаровы будаўнiк». Удостоверение и нагрудный знак ему в торжественной обстановке вручил министр архитектуры и строительства Рес­пуб­ли­ки Беларусь Анатолий Черный.

9 августа Иван Калюбко был удостоен наивысшего в строительной отрасли отличия — звания «Ганаровы будаўнiк“.

Автор: Константин БЕЛОУС