Молодые в культуре

Точная копия

Почему кавер-культура так популярна в Минске и что слушают на корпоративах? Об этом и не только — в беседе с участниками двух молодых столичных коллективов

Командный дух

Команде Kiwi Band недавно исполнилось два года. Но у музыкантов приличный стаж, пришли из разных проектов. Собрать группу нынче сложно. Многие думают: это просто хобби, но для ребят это основной заработок.

Половина коллектива — выходцы из Белорусского государственного университета культуры и искусств. Чтобы быть успешным музыкантом сегодня, недостаточно уметь зажимать пару аккордов и писать стихи. В группе шесть человек: барабанщик, басист, гитарист, клавишница и два вокалиста — парень и девушка. Казалось бы, состав классический, но почти все они умеют петь, владеют еще каким-нибудь инструментом. Взаимозаменяемость — важный фактор для существования любой команды.

— Раньше я играл свою музыку, но потом нашел Павла, басиста, и мы решили собрать кавер-банду, потому что именно этим сейчас можно заработать в Беларуси. А потом уже, если будет желание, собрав капитал и завоевав себе имя, заняться творчеством, — говорит вокалист Никита.

Музыканты исполняют каверы, максимально приблизив звучание к оригиналу. Но это не значит, что в аранжировке нельзя экспериментировать. Главное — качественный и полный звук.

— Музыка должна качать, заставлять людей танцевать. Потому, если молодожены просят играть зарубежные медляки, а рядом сидит бабушка и скучает, — исполним песню и для нее, пусть даже вне программы. Никто никогда не жаловался, наоборот, благодарят, — говорит Павел.

Играет команда треки, которые на слуху, но подходят для разных категорий слушателей — от песен Валерия Сюткина, Лободы и Макса Барских до тех, что входят в репертуар легендарных Beatles, Стинга, Тины Тёрнер, мелодичной Adele и Земфиры.

Инструментальная музыка, по словам вокалиста, не очень популярна, разве что для встречи гостей.

За первый сезон Kiwi Band отыграли около 25 мероприятий. Сейчас их куда больше.

— Кавер-бенды сейчас популярнее всего в барах и ресторанах с живой музыкой, на свадьбах. Бывает, выступаем на закрытых мероприятиях со встречей иностранных гостей. Но если там, где люди пьют и едят, можно отыграть два сета по 45 минут, то к молодоженам часто приходится добираться в разные уголки Беларуси, а это минимум день. Зато оплата гораздо выше, — рассказывает Никита.

Тем не менее фиксированных цен у них нет — обо всем можно договориться.

— Бывает, жених и невеста говорят: мол, бюджет ограничен, но очень хотим видеть на своем празднике именно вас. Это приятно слышать, мы стремимся, чтобы нас знали, и, конечно, соглашаемся, — отмечает Павел.

Вам может быть интересно...  Тонкости хенд-мэйда

Рекламирует себя коллектив самостоятельно в социальных сетях, но, по словам музыкантов, лучший пиар — через знакомства и прямой выход на заказчиков, ивент-агентства, ведущих мероприятий.

— Чтобы о кавер-бенде заговорили, нужно с самого начала делать качественный контент, а не писать в информации о группе: «Топ-команда Беларуси». Звездная болезнь не приведет ни к чему хорошему. Мы за пару лет выросли до репертуара из 100 песен и только сейчас можем сказать, что чего-то достигли, а ведь в планах еще как минимум 200, — рассказывает Никита.

Принципы бенда

Задевает коллектив, тем не менее, не количеством, а качеством. У Kiwi Band свой выверенный стиль: черные рубашки и зеленые бабочки, платья цвета морской волны. Стараются выглядеть сдержанно и прилично.

— Не думаю, что людям захочется видеть на семейном или корпоративном празднике панков с красными лицами и в рваных джинсах. Нужно уважать себя и других, — рассуждает вокалист.

Правда, случаются и забавные ситуации. Как-то раз музыкантов попросили нарядиться в цыганском стиле. Приехали — а там все деловые, в платьях и фраках. Видимо, организаторы что-то перепутали.

— Хочется, чтобы труд музыкантов ценили и понимали, что нам это не так просто дается. А люди иногда, особенно если выпьют, относятся к кавер-бендам как к обслуживающему персоналу — принеси, подай по щелчку пальцами, — отмечает Никита.

На алкоголь, кстати, у самих музыкантов табу — ни до, ни во время выступлений. От столов тоже отказываются — отыграли, сделали свою работу и разъехались, чтобы никому не мешать. Скромный и деловой подход.

— Еще один наш принцип — честно регламентировать свою деятельность: зарегистрировали ИП, платим налоги. Но в законодательстве не хватает статей, посвященных деятельности творческих коллективов. По сути, мы оказываем услуги и приравнены, грубо говоря, к любому магазину. Кроме того, у нас один человек за все отвечает, а в идеале ответственность нужно было бы разделить между всеми участниками команды. Об авторских правах для кавер-бендов тоже ничего не сказано — мы готовы делать отчисления для авторов песен, пусть и небольшие, это было бы честно, — считает Никита.

Зато, по его мнению, участвуя в кавер-бенде, вполне можно заработать на жизнь, не перебиваясь тремя подработками. Еще одна возможность заявить о себе — поучаствовать в ежегодной национальной премии Cover King. Группы попадают в финал в результате голосования: 50 % выбирает жюри, представители крупнейших ивент-агентств, известные продюсеры и музыканты, а еще 50 % голосов отдают зрители. Kiwi Band в прошлом году дошли до полуфинала и планируют поднять планку.

Вам может быть интересно...  Пространство для открытий

Верить в себя

А вот у кавер-бенда TimeSquare другая судьба. Это, пожалуй, одни из лидеров по проведению трибьютов на песни «Сплин», «Би-2», «Кино», «Мумий Тролля», «Чайфа» в столичных барах и клубах. Этим команда и цепляет — нежеланием соответствовать попсовой сугубо танцевальной моде а-ля «Время и Стекло». Играют то, к чему душа лежит. Удивительно, но при этом никто не бедствует, все зарабатывают только музыкой.

— Когда поешь то, что нравится, сил в два раза больше. Конечно, надо крутиться — и песни продавать, и делать еще один, акустический проект. Хорошо, когда клиент, один раз заказавший концерт, обращается к нам снова и снова — это работает на имидж. Один из таких людей недавно предложил исполнить песни на воздушном шаре, — приводит пример лидер бенда вокалист Иван.

Минские кавер-бенды, по его мнению, можно условно разделить на три категории: классические рок-н-ролльные ребята, романтически-меланхоличный дуэт из парня и девушки и хулиганы а-ля группа «Ленинград». Начинали TimeSquare, когда кавер-­команд в Беларуси было от силы семь, теперь их число перевалило за 50.

Музыканты не собираются вечно играть каверы — собирают свой материал. Недавно исполнили песню, которая была утеряна лет 10 назад.

— Мне сложно планируют сейчас и каверы, и авторские песни, перфекционизм заставляет выкладываться. Однажды за месяц провел 34 концерта, пел по пять часов в сутки, сорвал связки, — говорит Иван.

По его словам, нужно стараться играть с отдачей, даже если это «Батарейка» или «Жили у бабуси», не делать халтуру.

— Но мы целенаправленно не играем треки, которые льются из всех колонок, нужно ведь воспитывать публику, давать ей что-то новое, — считает Иван.

Играет команда не только на свадьбах и корпоративах, но и на больших городских выставках, посвященных новым технологиям, здравоохранению, экономике. Могут и для двоих балладу исполнить.

В мечтах у бенда — сыграть на одной сцене с «Би-2», провести благотворительный концерт для детей-инвалидов и сирот и сделать металл-версию песни Макса Коржа «Малый повзрослел».

Иван считает, что нужно верить в себя и других, иначе ничего не получится. Нынешний гитарист пришел на прослушивание в кавер-бенд со старой гитарой без примочек, но так эмоционально сыграл импровизацию, что его взяли. И не прогадали. Через год человек усовершенствовался профессионально и купил новое оборудование. Секрет успеха в любом деле — желание.