Общество Рабочий? Класс!

СТРОПтивый человек

Специалист он опытный, имеет высший, 4-й разряд. На завод строительных изделий ОАО «Минскрем­строй» пришел в 1985 году.

Ответственный за стропы

Начинал Геннадий Вашевский станочником по деревообработке.

— На распиловочном станке строгал половую доску, вагонку, наличники для дверей, — вспоминает Геннадий Анатольевич. — А квалификацию стропальщика получил на курсах, которые были организованы при заводе. Сначала меня задействовали на выгрузке древесины. Затем перевели в цех железобетонных изделий, где и работаю по сей день. В целом же стаж стропальщика около 30 лет.

На первый взгляд может показаться, что ничего сложного и особенного в его профессии нет: закрепил стропы на петлях груза — и подъемный кран переместит его в кузов машины. Стропальщику остается лишь отцепить грузозахватное приспособление. Дальше по новой: закрепил — отцепил. Но на самом деле все не так-то и просто.

Работает Геннадий Анатольевич на складе готовой продукции, откуда ее и отгружают заказчикам. А располагается склад под открытым небом. То есть работать приходится в любую погоду — и в жару, и в холод.

— Давно к этому привык. Я ведь не сижу на месте, а нахожусь в постоянном движении. На сильные морозы у меня припасены валенки, на дождливую погоду — плащ, — рассказывает специалист. — Еще обязательно использую полный комплект спецодежды — от каски до жилета со световозвращающими элементами. Жилет необходим, все-таки работать начинаем в 7:15, а сейчас в это время еще темно.

Кстати, Геннадий Вашевский приходит на завод за полчаса до начала смены, чтобы спокойно подготовиться к рабочему дню. Трудится он в паре с крановщиком. Пока идет погрузка, они находятся в постоянном контакте, причем без команды стропальщика ничего не происходит.

— У нас налажено отличное взаимопонимание. Пользуемся специальными жестами и сигнальными словами. Например, если груз можно поднимать, кричу крановщику «Вира!», опустить —  «Майна!» — рассказывает собеседник.

Большая разница

Из цеха железобетонных изделий продукция прямиком попадает на склад, несколько раз за смену ее подвозят на специальной механической тележке. Обязанность Вашевского — не просто ее разгрузить, а распределить по видам и маркам. Кстати, на заводе выпускают плиты перекрытия, бортовой камень, стойки опор линий электропередачи, стеновые блоки, которые востребованы и в столице, и в других регионах Беларуси, а также в Российской Федерации.

Стропальщику следует также учитывать вес груза и в зависимости от этого выбирать стропы. Между прочим, самая тяжелая железобетонная плита, выпускаемая на заводе, весит 2,8 тонны!

Кроме строп Геннадий Анатольевич использует и другие грузозахватные приспособления — всего около 10 видов. Например, чалки, с помощью которых определенные грузы можно поднять целой упаковкой. Особое устройство применяется для погрузки канализационных колец: они формуются без петель, так что стропы с крюками здесь не помогут.

В хорошей форме

Стропальщик должен быть не только аккуратным и внимательным, но и физически выносливым.

— Для загрузки машины подъезжают к специальной эстакаде. Зимой, когда строи­тельство ведется не столь активно, за нашей продукцией приезжают несколько грузовиков в день. А в теплое время года, бывает, и 25 машин за смену загружаем, — отметил Геннадий Анатольевич. — И мне нужно не только надежно закрепить груз, но и уложить его затем в кузов машины. Однажды подсчитал: чтобы отцепить стропы, пришлось забираться на транспорт 40 раз!

— А сколько времени требуется на загрузку одной машины? — интересуюсь.

— Это зависит от того, какая продукция нужна заказчику. На отгрузку тяжелых плит уходит больше времени, примерно полчаса. Случается также повозиться, когда в накладной указаны 7-8 видов изделий. Пока их соберешь по складу… Всегда заранее продумываю, как мне их разместить в кузове. А вот с погрузкой блоков можно справиться и за 15 минут, — рассказывает специалист.

Прошлой осенью Геннадий Вашевский официально стал пенсионером, но, по его признанию, планирует еще поработать. С оговоркой «если здоровье позволит“. Полноте, Геннадий Анатольевич, своей энергичностью и подтянутостью вы дадите фору многим молодым! Да и на заводе понимают, что разбрасываться ценными кадрами, которые делают свою работу безукоризненно, просто непозволительно.

Как есть

— У нас большая номенклатура изделий — более 300 разновидностей, каждая со своей маркировкой. Конечно, я должен хорошо разбираться в этом и ни в коем случае не допустить путаницы при отгрузке заказчику, — говорит рабочий. — К примеру, брусковые перемычки, которые предназначаются для перекрытия дверных и оконных проемов, различаются по высоте на 3, а то и всего на 1,5 см. Я эту разницу определяю моментально, все-таки не первый год работаю.

Автор: