Наше метро

В подводной лодке

строительство метро в минске

Об особенностях строительства подземки и проходческой работы узнавал наш корреспондент

В трудовой книжке 64-летнего Владимира Тузова значится лишь одно предприятие. Первого августа исполнилось 39 лет, как устроился в «Минскметрострой», в первый тоннельный отряд. Пришел после окончания Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер-строитель». Начинал с мастера шахтной поверхности, после повышения квалификации работал горным мастером. Сейчас — заместитель начальника участка № 6.

Владимир Тузов— На моем участке 120 работников — проходчики, слесари-монтажники, машинисты электровозов, — рассказывает Владимир Александрович. — Объект, на котором сейчас дислоцируемся, расположен между станциями «Ковальская Слобода» и «Аэродромная» строящейся третьей линии. Это тоннельный перегон длиной 400 метров. Уже уложены 127 колец, каждое шириной 1 метр. Проходка здесь осуществляется немеханизированным щитом. С вокзала в направлении «Ковальской Слободы» продвигается механизированный комплекс «Алеся», который я также курирую. Из 1 200 метров тоннеля он преодолел уже 189. Суточная производительность «Алеси» в оптимальном режиме в 4 раза выше, чем у ее собрата. А главное их различие в том, что на немеханизированном щите преобладает тяжелый физический труд. Неудивительно, что у проходчиков 7-часовой режим работы, 46-дневный отпуск, а на пенсию при наработке определенного подземного стажа они уходят в 50 лет.

В послужном списке специа­листа — возведение 10 станционных комплексов и притоннельных сооружений. На строительство каждой станции в зависимости от конструкционной сложности уходило от 3 до 5 лет. Все стали значимыми вехами в его трудовой биографии. А две станции оставили еще и неодно­значные воспоминания.

— Пассажир метро и не подозревает, что проходка даже одного метра тоннеля иногда занимает несколько дней, — рассказывает Владимир Александрович. — В гео­логическом плане особенно сложной стала станция «Могилевская». Она не только высокого заложения, но еще и находится в низине. В этом месте оказались обводненные грунты и весьма маломощная ливневая система. И мы вынуждены были постоянно откачивать из водопонижающих скважин котлована грунтовые воды и осадки. Насосы работали круглосуточно, но иногда не справлялись с водными потоками. Минчане в возрасте, наверное, помнят, как после ливней тут тонули по самую крышу легковые автомобили, а троллейбусы и автобусы стояли «по пояс». Схожая ситуация на протяжении около 300 метров была и в районе станции «Малиновка». Здесь к обводненным грунтам добавился сильный плывун. Вода с песком сочились из всех щелей деревянной крепи — опалубки. Забивали их как могли, в ход шли пакля и даже солома. Порой немеханизированный щит проходил за сутки всего по 20-30 сантиметров.

Первая смена Владимира Тузова начинается в 7:30. У заместителя начальника участка широкий диапазон обязанностей, от организации работы подчиненных до контроля за соблюдением технологических процессов и качеством выполнения строительно-монтажных работ. В 7:50 после инструктажа по правилам безопасности труда и отметки в журнале все расходятся по объекту.

— Безопасность и дисцип­лина для руководителя любого ранга должны быть превыше всего, — продолжает собеседник, — ведь от их неукоснительного соблюдения зависит здоровье, а подчас и жизнь человека. Снисхождения не может быть ни к кому, потому что мы находимся в своеобразной подводной лодке, где за каждым членом экипажа закреплен определенный участок. И заменить выбывшего проходчика в той или иной ячейке немеханизированного щита отнюдь не просто.

На счету Владимира Тузова также станция «Октемберян» в Ереване. Полгода строил ее еще в советские годы. Пользовался услугами метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Минскую подземку, по мнению специалиста, отличают неглубокое заложение, качество отделочных материалов и безукоризненная организация деятельности всех служб. В Киеве, к примеру, спуск на эскалаторах ряда станций, находящихся на отметке глубже 100 метров, занимает почти то же время, что и поездка!

Кстати, на возведении московского метро уже 6 лет руководит строительным участком сын Владимира Тузова Роман. До этого 5 лет он занимал аналогичную должность в «Минскметрострое». Супруга Светлана Викторовна и дочь Екатерина — преподаватели. С женой Владимир познакомился еще в школе, в следующем году у них будет сапфировая свадьба — 45 лет вместе!

строительство метро в минскеВ последнее время всей семьей Тузовы встречаются нечасто. Излюбленное место общения — дача в деревне Петровичи Смолевичского района. Половину дома, сарай и гараж Владимир Александрович построил сам, теперь мастерит баньку. Добирается в Петровичи на «Мерседесе» 1998 года выпуска. «Не возраст, а состояние характеризует любой механизм, равно как и человека должны оценивать не по пас­порту, а по его деловым качествам и отдаче», — считает Владимир Тузов. В свои годы он доказывает это не только в подземке, но и на футбольном поле. С первого года работы выступает за команду «Минскметростроя». Не раз в ее составе становился победителем и призером чемпионата Белорусской железной дороги, городских соревнований. В последние годы играет в мини-футбол в коллективе ветеранов, который недавно занял 4-е место на первенстве Европы в своей возрастной группе, где соперничали 12 команд.

Цифры и факты

— В настоящее время эксплуатационная длина двух линий минской подземки в двухпутном исчислении составляет 37,285 км. Из ее 29 станций 15 расположены на Московской линии, 14 — на Автозаводской. Ежедневно по ним проходят свыше 1 000 поездов. 

— Инвентарный парк вагонов — 361 единица, из них сформированы 72 пятивагонных сос­тава.

— Средняя эксплуатационная скорость поез­дов (с учетом остановок) — 40,7 км/ч. При этом обеспечивается высокая регулярность их движения с минимальным интервалом в час пик 120 секунд.

— Для создания комфортных условий передвижения маломобильных пассажиров установлены 22 подъемные платформы с наклонным перемещением на 8 станциях и 5 платформ с вертикальным перемещением на станциях «Октябрьская» и «Первомайская». На 15 станциях имеются мобильные гусеничные подъемники типа Sherpa-903 и Sherpa-909ТМ для транспортировки инвалидов в колясках.

— 17 станций метро оборудованы электронными речевыми информаторами для инвалидов по зрению, в нынешнем году запланированы работы по установке этих устройств еще на четырех станциях. 

— Для инвалидов по слуху в вагонах имеются визуальные информационные системы типа «бегущая строка». В 2018 году ими намечено оснастить 23 состава.

строительство метро в минске