ЖКХ

Страсти по домофону

домофон, техобслуживание

Техобслуживание зпу. Чем может аукнуться отсутствие договора на оказание этой услуги

Вам письмо

В редакцию обратился владелец квартиры в доме № 17 на улице Аладовых с просьбой помочь разобраться в ситуации. Он получил письм­о от частной организации с предложением заключить до­говор на техническое обслуживание запорно-переговорного устройства. В уведомлении, в частности, говорится, что теперь согласно законодательству на все услуги, перечисленные в жировке, требуется договор между жителем и предприятием на отдельном бланке. Если копия договора с собственником квартиры не будет представлена в РСЦ, то из жировки исключат платеж за техобслуживание домофона.

По словам читателя, изначально управление домом осуществляло товарищество собственников, а лет пять назад он перешел на обслуживание ЖКХ-2 Фрунзенского района. Жители пользуются ЗПУ с момента заселения и оплачивают услугу — она выделена в жировке отдельной строчкой.

— Все это время никаких вопросов не возникало. Теперь почему-то понадобился до­говор. Лично я ничего подписывать не буду, — заявил мужчина. — Электронные ключи от двери подъезда не отберут, а домофон пусть отключают.

По взаимному согласию

В организации, обслуживающей домофонную систему по названному адресу, удивились такой реакции на ­письмо.

— Мы давно обслуживаем этот дом, сразу был заключен прямой договор с товариществом собственников, — прокомментировала директор Светлана Стесик. — Письма направили в связи с изменениями в законодательстве, предусмат­ривающими наличие индивидуальных договоров. Большинство жителей их уже заключили. Те, кто отказался, не увидели соответствующей графы к оплате в жировках, которые получили в декабре. В дальнейшем для этих граждан все ремонтно-восстановительные работы по их заявлению будут выполняться на платной основе согласно действующему на предприя­тии прейскуранту. Домофонную связь у них отключать не станут, но если произойдет обрыв линии или, к примеру, что-то сломается в трубке, ремонт будет осуществляться за счет владельца, также придется заплатить за вызов специалиста. Заключать договор или нет — личное дело каждого, навязывать услугу не имеем права. Наша организация предлагает договор на 1 год, а дальше он автоматически пролонгируется, если потребитель не напишет заявление об отказе от предоставления услуги.

Напомним, еще в апреле 2015 года в связи с участившимися случая­ми обращений граж­дан по вопросам замены домофонных систем и техобслуживания ЗПУ Министерством торговли и Министерством ЖКХ была выработана и озвучена согласованная позиция о применении законодательства в этой сфере. Она предусматривает, что организации, оказывающие услуги по установке домофонных систем и техобслуживанию ЗПУ, обязаны:

Вам может быть интересно...  Сроки вышли

— оказывать услуги на основании договора, заключенного с каждым собственником или нанимателем квартиры с его согласия;

— обеспечивать беспрепятственный доступ в жилые помещения жильцам, которые не заключили соответствующий договор, и не начислять им плату за эту услугу;

— не допускать замены ЗПУ или иного оборудования домофонной системы без согласия собственников или нанимателей жилого помещения.

Кроме того, жители простым большинством голосов вправе сами выбрать исполнителя услуги. Это не отразится на стои­мости: на 2019 год Указом Президента Республики Беларусь № 492 установлен предельно допустимый тариф на техобслуживание ЗПУ в размере 93 копеек в месяц на одну квартиру.

Три года ждали

Почему организация, обслуживающая ЗПУ в доме № 17 на улице Аладовых, последовала этим разъяснениям спустя три с половиной года? Вопрос остается открытым. Вместе с тем, как полагают в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ), при оказании дополнительных ЖКУ прежде всего жильцы должны отслеживать, кому, за что и на каком основании платят деньги.

— Если у собственника или нанимателя взималась плата за услугу при отсутствии договора, он вправе обратиться в организацию и потребовать вернуть ему ранее уплаченные суммы, — отметила главный специалист производственного отдела МГЖХ Ирина Кремень. — Спорные вопросы решаются в суде.

Специалист обратила внимание, что типового договора на техобслуживание ЗПУ нет, может различаться и перечень работ в зависимости от типа домофонной системы. Если потребитель не пожелал заключить договор, то при обращении в обслуживающую организацию должен быть готов к тому, что за ремонт ему придется заплатить, при этом в первую очередь специалисты выезжают на заявки к тем, у кого есть договор. Об отключении домофона у отказавшихся речь не идет.

В то же время наличие договора освобождает его обладателя лишь от оплаты работ, входящих в техобслуживание ЗПУ. Это внешний осмотр технического состояния запирающего устройства и металлической двери, проверка работоспособности электромагнитного замкового устройства и состояния контактов пульта вызова, регулировка дверного доводчика, чистка и смазка петель двери и другие. А вот, к примеру, установка и перенос абонентских устройств, программирование кодовой таблицы, модернизация физически изношенных и морально устаревших ЗПУ могут выполняться на платной основе.

Вам может быть интересно...  Холодненькая пошла

От редакции

Что не стыкуется в существующей схеме правоотношений между жильцами и профильными организациями? Часть работ, входящих в состав техобслуживания ЗПУ, касается поддержания в исправном состоянии входной металлической двери и сопутствующих деталей (доводчика, петель, уплотнителя и прочих). За конструктивные элементы здания (фундамент, стены, перекрытия, лестницы, окна…) несет ответственность ЖЭУ. Это называется техническим обслуживанием жилого дома. Данная услуга относится к основным ЖКУ, соответствующая строчка в жировке — на первом месте. Входная дверь также является конструктивным элементом здания, однако получается, что за ее тех­обслуживание платят только те собственники и наниматели квартир, которые заключили договор «на ЗПУ» (50 % +). «Отказники» в этом финансово не участвуют, хотя пользуются дверью наравне с «договорниками». По сути, к дополнительной ЖКУ относятся электрический замок, панель вызова, кабель домофонной связи и переговорная трубка в квартире. Может, стоит законодательно урегулировать этот вопрос?

С другой стороны, не исключено, что не только обратившийся в редакцию читатель, но и другие минчане до сих пор получают жировки с графой «Техобслуживание ЗПУ» и вносят плату за эту услугу, не имея на руках индивидуального договора. Думается, что это не только проблема невнимательных собственников и нанимателей. К ее разрешению должны подключиться и ЖКХ районов как службы заказчиков и «коммунальные адвокаты» жильцов. Например, разместить на досках информирования в подъездах и на своих сайтах инструкцию о том, как действовать потребителям ЖКУ, куда обращаться, указать номера телефонов, по которым можно получить консультацию. Также районные ЖКХ могли бы провести проверку обслуживающих ЗПУ компаний на предмет того, какие из них оказывают услугу без наличия договоров и обязать их исправить ситуацию в соответствии с законодательством, а возможно, и привлечь к ответственности.

В домах, находящихся на обслуживании ЖКХ районов Минска, насчитываются 23 992 подъезда. Из них 23 389 оснащены ЗПУ и 603 — кодово-механическими замками.