Общество

О времени. О стране. О себе

мтз, трактор беларус

Генеральный конструктор МТЗ Андрей Стасилевич: в политехе нам прививали желание творить, соединять инженерную мысль с искусством

О времени

Андрей СтасилевичЧем дольше живешь, тем быст­рее мчится время. Субъективное ощущение, но тем не менее… Если раньше листки календаря на стене переворачивал, то сейчас порой замечаешь, что приходится его снимать, едва повесив. Идет очень быстрый обмен информацией, временная спираль закручивается. Если первый трактор можно было создавать десятилетиями, то сейчас должны сделать его за месяцы. Техника становится «умной» — ее надо насыщать электроникой, гид­равликой, электрикой. Но для этого должны быть сильные специалисты. К сожалению, уровень подготовки инженерных кадров оставляет желать лучшего. Считаю, что существующая система тестирования подавляет стремление к самостоятельному поиску решений. Студенту дают три-четыре варианта ответов, и он выбирает готовый. При этом отключается творческое начало. Как ни печально, сегодня готовят специалистов практически одного уровня и однотипного мышления. Когда они приходят к нам на производство, приходится обучать азам. А ведь в работе конструктора необходимо даже для себя выдать несколько вариантов, опробовать их и выбрать лучший с точки зрения техники и экономики. Повторюсь: тестирование не направляет сознание на создание нового продукта. Фактически выпускник сразу становится потребителем, лишенным творческого подхода к ­работе.

О стране

Минский тракторный завод сегодня достойно представляет свою страну на мировом рынке. Наша техника под маркой BELARUS являет собой не только коммерческую, но и в определенной степени патриотическую ценность. Это одна из причин, почему мы должны видеть перспективу. И если общий уровень технологий и науки в странах, куда мы поставляем технику, выше или ниже нашего, то нам приходится подстраиваться.

Россия и Украина берут современные тракторы. Несколько штук ушли в Западную Европу. Но туда трудно пробиваться, у них высокие экологические стандарты.

Тем не менее мы ре­гулярно выезжаем на различные выставки, знакомимся с новинками, трендами. Самая большая — в Ганновере, чуть поменьше — SIMA. Московский «Агросалон» — весьма интересная площадка. И на нашем

«Бел­агро» тоже есть на что посмотреть. В таких поездках в том числе идет общение с коллегами, которые создают узлы и элементы. Впоследствии это помогает нам добиваться успехов в локализации производства. К примеру, в наших самых популярных и массовых моделях (80 и 350 л. с.) доля белорусских деталей около 90 и 70 % соответственно. Мы сами делаем трансмиссию, а это основной элемент. Если бы еще моторный завод нам с мощным двигателем подсобил, мы были бы почти сопоставимы по доле белорусского и в энергонасыщенных тракторах.

О себе

Еще в школе знал, что стану конструктором, потому что очень любил технику. Машину водить научился классе в пятом. Это был горбатый «Запорожец». Самое интересное, что отец доверял машину подростку. В основном катался по проселочным дорогам, полям, да и ГАИ не такая строгая в те времена была.

Вместе с отцом ремонтировали машину. Он работал на заводе автоматических линий слесарем-наладчиком, так что семья специализировалась по «железу». Мне в свое время повезло. Учился в столичной школе № 54, сейчас это гимназия. У нас была очень сильный и интеллектуальный директор. Она собрала коллектив педагогов, которые учили детей думать, создавать и выбирать варианты при решении задач. Задавали домашние задания по физике и математике, а мы друг с дружкой соревновались, кто больше способов решения придумает. Мне это было интересно и вообще учиться всегда нравилось. С легкостью получил золотую медаль после школы и красный диплом по окончании политехнического института. Кстати, в институте на автотракторном факультете не только поощряли нас к самостоятельному мышлению, но и прививали нам желание творить, соединять инженерную мысль с искусством.