Образование Общество

Слово и личность

— Ольга Евгеньевна, уровень квалификации учителей гимназии №  6 один из самых высоких в городе…

— Действительно, более 84 % наших педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории. Это люди, заинтересованные в качестве работы, в престиже и репутации гимназии, в успешном будущем учащихся.

— При этом значительный процент ваших выпускников поступает в высшие учебные заведения именно технического профиля. Как этого достигаете?

— Определения «политехническая», как раньше, в названии гимназии уже нет, но традиции основательной физико-математической школы мы сохранили. Так, ежегодно показывают 100-балльный результат на централизованном тестировании по математике учащиеся Александ­ра Ивановича Мандрика. На высоком профессиональном уровне работают и учителя математики Жанна Петровна Савицкая, Людмила Геннадьевна Терро, Галина Леонидовна Бельченкова, учителя физики Юрий Марленович Робейчиков, Людмила Ивановна Караба, Раиса Викторовна Малевич и многие другие.

— Основу вашего коллектива составляют учителя со стажем. А удается ли растить в стенах гимназии перспективную молодежь?

— Опытные учителя создают для этого самые благоприятные условия. Молодежь к нам не только приходит, но и задерживается надолго, раскрывает свои способности. К примеру, учитель истории Анастасия Олеговна Куратева работает в гимназии всего три года, но уже является руководителем межрайонного методического объединения по предмету «Искусство», победителем конкурса «IT-марафон», автором многочисленных публикаций по вопросам использования информационных технологий в образовательном процессе. После службы в армии вернулся к педагогической деятельности наш учитель физической культуры и здоровья Владислав Олегович Беликов.

— На ваш взгляд, какие главные вызовы стоят перед современным учителем?

— Развивается экономика, совершенствуется производство, впечатляющими темпами идут вперед технологии. И учитель должен держать руку на пульсе всех этих изменений, соответствовать уровню развития общества. Надо совершенствоваться, изучать новации в разных сферах, и особенно в области своего учебного предмета. Иначе невозможно должным образом подготовить учащихся к тем реалиям, в которых им предстоит жить. Кроме того, как и преж­де, успешным сего­дня может стать только тот педагог, который любит работу, свой предмет, видит в каждом ребенке личность и старается максимально раскрыть его возможности.

— Каково место инноваций в современном образовательном процессе? Можно ли гаджеты, которые нередко отвлекают детей от учебы, превратить в союзников учителя?

— Самым ценным в процессе образования по-прежнему остаются слово и личность учителя. Но потенциал электронных средств

обучения, конечно, высок, и мы активно его используем. Учитель должен говорить с учащимися на понятном и интересном им языке, и в настоящий момент это язык компьютерных технологий. Наши педагоги становятся сертифицированными пользователями IT, обучаются по данному профилю на курсах повышения квалификации, семинарах, занимаются самообразованием.

Вам может быть интересно...  Эхо Эллады

Благодаря имеющимся техническим средствам уроки в гимназии стали более наглядными, динамичными, продуктивными. При необходимости дети пользуются электронными книгами, планшетами, смартфонами, куда скачивают электронные учебники или вспомогательные учебные курсы.

Уже второй год гимназия участвует в инновационном проекте по внедрению модели «Перевернутый урок». Его суть в том, что учитель дает учащимся возможность ознакомиться с учебным материалом до проведения урока. Ребята делают это дома, изучая мультимедийную презентацию или видеоролик посредством Интернета. В этом случае весь урок учитель посвящает обсуждению материала, изученного самостоятельно. Новая форма занятий интересна детям как своей нестандартностью, так и интерактивной составляющей. Это стимулирует познавательную деятельность учащихся и активизирует образовательный процесс.

— Одна из проблем со­временных детей — отсутствие мотивации к учебе. Как учитель может помочь в ее разрешении?

— Чтобы сформировать у ребенка мотивацию, педагог должен пробудить интерес к своему предмету и к себе как к личности. Нередко люди, добившиеся успеха в той или иной сфере, признаются, что заинтересовались данной областью знаний именно благодаря своему школьному учителю. У которого горели глаза, который сумел увлечь и показать перспективу. По­этому так важно в нашей профессии не выгореть и 1 сентября в каждый новый класс входить, как в первый раз.

Современное поколение детей не интересуют знания ради знаний. Учащиеся по­стоянно задаются вопросами: зачем мне это надо знать и как это пригодится в жизни? И учитель должен дать убедительные ответы. Наши учащиеся по окончании второй ступени общего среднего образования уверенно выбирают один из трех профилей для дальнейшего обучения в 10-11-х классах. Этому способствует кропотливая работа учителей, классных руководителей, а также устойчивая, но динамично развивающаяся гимназическая система факультативных занятий и дополнительных образовательных услуг.

— К сожалению, сегодня престиж профессии учителя не так высок, как она того заслуживает. Что могло бы поспособствовать изменению ситуации?

— Мое личное мнение — престиж своей профессии каждый учитель формирует сам. Если я с гордостью говорю, что я учитель, то к моему делу и относятся с уважением. Знаю многих педагогов, которые именно так себя и позиционируют, чем заслуживают самое достойное отношение.

— Что хотели бы пожелать коллегам в День учителя?

— Спокойной работы желать не буду, это противоречит самой сути нашей профессии. Пусть работа будет продуктивной, бодрящей и приносит радость! Пусть каждый день вас окружают любознательные и благодарные ученики, понимающие и стремящиеся к сотрудничеству родители, а дома ждет семья, крепкая, любящая и поддерживающая. С праздником, уважаемые коллеги!

_____________________________________

Был ли у вас любимый учитель в школе?

Ольга Вронская, певица, лауреат премии «За духовное возрож­дение»:

— С теплотой вспоминаю уроки истории, которые вела Тамара Ивановна Манько. Училась я у нее в городе Лиде, в школе №  8. На уроках было очень интересно, поскольку учительница не ограничивалась информацией из учебника, все время нам что-то рассказывала, советовала, что почитать. А еще было интересно наблюдать, как Тамара Ивановна приструнивала наших мальчиков (смеется).

Вам может быть интересно...  Уважаемые ветераны войны и вооруженных сил! Уважаемые военнослужащие! Дорогие минчане!

Виталий Дембовский, заместитель начальника Минского городского управления МЧС:

— До сих пор благодарен преподавателю физики, директору 129-й минской школы, а ныне директору лицея №  2 Галине Николаевне Богомоловой за ее неуемную энергию. Своим примером она учила нас преодолевать трудности, болеть за свое дело, и во многом благодаря ей я до сих пор с уважением отношусь к родному лицею, всем преподавателям. Я часто там бываю, 1 сентября выступал с лекцией о пожарной безопасности. И конечно, поздравляю любимую учительницу и весь педагогический коллектив с профессиональным праздником!

Владимир Богдан, телеведущий:

— Благодаря трем педагогам минской школы №  171 я состоялся не только как личность, но и выбрал свою профессию. Любовь к иностранным языкам, желание путешествовать, как в программе «Большой селфи-тур» телеканала «Беларусь 1“, мне привила учительница английского языка Татьяна Васильевна Табутадзе. Классный руководитель, преподаватель русского языка и литературы Тамара Ефимовна Бачило посоветовала попробовать себя в школьном театре. Это меня очень раскрепостило. А еще хотелось бы сказать спасибо учителю истории Петру Александровичу Меланичу, который взял меня в команду КВН.

Автор: Оксана МЫТЬКО, Подготовил Владимир ЖДАНОВИЧ