Культура

Семейные мУЗЫ

Настоящая творческая семья всегда ощущает груз ответственности за тот дар, который дается свыше и который надо не расплескать, не погубить, не разменять на пустяки. Об этом можно говорить на примере семьи Катковых.

Тонкий, нежный художник-лирик, выпускник Пензенского художественно-педагогического техникума, Сергей Катков приехал в Минск в предвоенные годы, стал руководить студией при Дворце пионеров и школьников. Воевал. В руках его были то винтовка, то карандаш, то фотоаппарат — совмещал воинскую «работу» с функциями художника-агитатора. После боя рисовал бой… Шесть медалей привез с фронта. Сняв шинель, снова стал учить минскую детвору изобразительному искусству, а на самом деле — жизни. Родители учеников приглашали его к себе, он возил детей на пленэры и экскурсии, ездил по рес­публике и отбирал таланты… Катков воспитал блестящую плеяду мастеров, которые прославили Минск, — Леонида Левина, Мая Данцига, Зою Литвинову, Василия Сумарева… В Бельгии Сергея Петровича признали лучшим педагогом в области искусства.

Его дочь Светлана помнит, как отец в 1950-х строил дом. Здание необычной конфигурации и сейчас стоит в Сморговском переулке. Это дом-реликвия. Каткову разрешили сделать здесь же мастерскую, он сам таскал бревна и обтесывал их… Сейчас дом переполнен картинами, антикварными и просто красивыми вещами. Его хранителем и дизайнером-декоратором стала Светлана Каткова — художник такой же самобытный, как и отец. Вместе с мужем графиком Олегом Луцевичем Светлана воспитала дочь Зою. В Европе, где училась Зоя Луцевич, хорошо знают эту фамилию. (Янка Брыль в свое время

утверждал, что Луцевичи находятся в родстве с Янкой Купалой — Иваном Луцевичем.) Зоя — автор неординарных арт-проектов в Беларуси, Польше, Германии, Австрии, Болгарии, США.

Катковы — Луцевичи — такое же белорусское достояние, как и произведения этих художников, наполненные гуманными мотивами.

Приведу только один факт. Когда знаменитый архитектор Леонид Левин, ученик Каткова, создавал проект мемориала на месте детского конц­лагеря в деревне Красный Берег, он пригласил в творческую группу Светлану Каткову. Так на месте гибели детей во время Великой Отечественной появились витражи в рамах-мольбертах. В их основе — подлинные детские рисунки из особой папки Сергея Каткова, датированной послевоенными годами. В далеких 1940-х

Катков просил минских ребят изобразить свое будущее. Светлана отобрала из этой папки 24 рисунка — добрых, смешных, наивных. Посетители мемориала, которые могут совместить в своем сознании несколько пластов — дети — доноры для фашистских солдат и детские мечты, — плачут.

Арт

В Художественной галерее Михаи­ла Савицкого до 3 сентября можно увидеть персональную выставку Светланы Катковой «Свидание“. Представлено более 70 произведений — масло, акварель, графика.

Автор: Светлана ШИДЛОВСКАЯ