Наша марка

Сборочный цех впечатлений

Туризм — это не только поездки к морю, сплав на байдарках или прогулки по замкам Флоренции. Исключительно ради развлечения можно отправиться и на промышленные предприятия

Что может быть интереснее, чем увидеть собственными глазами, как каждые 40 минут главный конвейер Минского тракторного завода покидает свежесобранный повелитель полей? Пожалуй, только личное участие в сборочном процессе.

Скажу честно: ощутить себя в роли промышленного туриста на МТЗ хотелось давно. Приходится довольно часто рассказывать о предприя­тии, но только со слов героев будущих публикаций. И практически всегда подспудно возникает желание примерить на себя рабочую форму и хотя бы на несколько минут погрузиться в атмосферу создания одного из самых прославленных тракторов в мире. Заодно появилась бы возможность блеснуть своим первым профессиональным дипломом слесаря механосборочных работ 4-го разряда, хотя и трудилась на производстве всего-то 10 дней.

Впечатляющее производство

В удивительно удобном, как будто специально по фигуре скроенном комбинезоне отправляюсь на сборочное производство. Именно такую форму носят сотрудники инженерно-технической службы.

По дороге в цех прохожу по Аллее славы, на которой размещены портреты лучших работников завода. Галерея обновляется каждый год, так что возможность прославиться есть у каждого труженика МТЗ. На внутризаводской территории есть свои улицы Сборочная, Центральная, Термическая, тротуары и проезжая часть с обозначенными пешеходными переходами, на которых так же безопасно, как и за заводской проходной: водители пропускают пешеходов. И везде идеальная чистота, фасады и бордюры выкрашены, разбиты цветники, на территории растут деревья.

Передо мной стоит задача за 25 минут провести пять операций на конвейере, где в этот момент идет сборка тракторов мощностью 50 лошадиных сил. Длина конвейера — 275 м,

на 55 постах будущий трактор делает остановку на 5 минут, в течение которых следует вставить, закрепить и крепко зажать необходимые детали. К слову, во время отсутствия туристов конвейер движется безостановочно. На нем работают 55 рабочих, и на пришедших увидеть процесс они не обращают никакого внимания. Привыкли.

Винтик, шпунтик и журналист

Полная сил и уверенности в себе (все-таки дипломированный слесарь!), на первой же операции столкнулась с проб­лемой. Для начала надо было установить кронштейны трех наименований. Но болты с нанизанными шайбами никак не хотели вставать на место, шайбы норовили соскользнуть с болтов, а те, в свою очередь, стремились самым бесстыдным образом вывалиться из рук. Что в конечном счете и произошло. Пока отыскала болт на полу, будущий трактор, терпеливо выдержав пятиминутную паузу, плавно сдвинулся с места. Должна признаться, закручивать болты на ходу — работа не для тех, у кого руки-крюки. И очень хорошо, что промолчала про свой диплом.

На следующей операции предстояло устанавливать глушитель. Здесь дело пошло бодрее, поскольку мастер выдал обычный молоток. Чтобы крепко насадить трубу на основание, надо применить хорошую ударную силу, а затем докрутить болты при помощи накидного ключа и пневмогайковерта. Между прочим, последний инструмент оказался с характером, встряска была еще та. После работы с ним минут пять дрожали не только руки.

Последняя операция — установка рулевого колеса и его закрепление. Подумала: ну уж с этим-то заданием справлюсь на ура. Только вот колесо в руках стало выписывать такие кренделя, что втиснуть его в гнездо не представлялось возможным. За пять минут безуспешных попыток в голове пронеслось столько ярких выражений и эпитетов, что позавидовал бы Даль. Но не помогло. Помог рабочий. Причем безмолвно и с усмешкой. Видимо, не впервой.

На этом мое участие в сборке трактора Belarus-510-1 мощностью 50 лошадиных сил успешно завершилось. В технологической карте сборки расписываюсь в графах напротив выполненных операций. Собранный в том числе моими руками красавец в скором времени отправится пахать, сеять озимые, перевозить грузы в далеком Паки­стане.

Подписи же, как оказалось, нужны для того, чтобы было легче отыскать бракодела. Очень надеюсь, что пакистанцы ничего не обнаружат и техника послужит им не один десяток лет.

Закончив все формальности, получаю честно заработанный сертификат и прощаюсь со сборочным цехом.

На проходной переполняет чувство гордости за такой завод, людей, которые на нем работают, за страну, которая сумела сохранить и развивает тракторное производство.