Культура

Рождественская музыка

саломея, опера

Сегодня в столице открывается один из самых масштабных оперных фестивалей мира

Оперный нон-стоп

13 декабря. «Дон Паскуале» (премьера)

Дядюшка хочет женить племянника на богатой женщине, а для себя присмот­рел симпатичную вдовушку… Герои напоминают персонажей итальянской комедии дель арте: Дон ­Паскуале — Панталоне, его племянник — Пьеро, молодая вдовушка — Коломбину. В белорусском Большом эта опера уже ставилась. Совершенно по-новому комический шедевр Гаэтано Доницетти прочла ­команда нынешних постановщиков в лице дирижера Виктора Плоскины, режиссера Михаила Панджа­видзе и художника Александ­ра Костюченко.

— Проект озорной, полный юмора и даже сарказма, ориентированный на молодежь, — говорит о премьере Владимир Гридюшко, генеральный директор Большого театра Беларуси. — Поют наши молодые солисты: бас Андрей Селютин, баритон Андрей Клипо, тенор Александр Михнюк, сопрано Ирина Кучинская…

15 декабря. Сольный концерт Ольги Перетятько

Ольга Перетятько

Впервые в Минске одна из самых востребованных певиц современности будет петь арии из опер Глинки, Россини, Доницетти, Верди… Ольга Перетятько родилась в Ленинграде в 1980-м, начала карьеру в 15 лет в детском хоре Мариинского театра. Блистала на конкурсе Пласидо Доминго «Опералия». На ее концерт у Эйфелевой башни в День взятия Бастилии собрались более 600 000 человек. Кумиры — Коко Шанель и Фаина Раневская, никогда не терявшие присутствия духа и чувства юмора. Любит боевые искусства, имеет красный пояс по карате. Оставаясь россиянкой, живет с мужем, итальянским дирижером, в Германии.

16 декабря. «Тоска»

Красота и любовь перед лицом смерти — так говорили современники Джакомо Пуччини о его «Тоске». Премьера в Большом театре Беларуси состоя­лась 24 февраля этого года. Сейчас есть возможность увидеть спектакль с другой стороны, потому что заглавную партию споет сербская дива Драгана Радакович, а ее возлюбленного представит кумир белорусских операманов Ахмед Агади из России. Роль злодея барона в этом страшном любовном треугольнике — у нашего Станислава Трифонова. 15 и 16 декабря дирижировать оркестром будет Джанлука Марчано из Италии.

17 декабря. «Богема»

БогемаИзвестный московский режиссер Александр Титель словно стер пыль с 122-летней пуччиниевской старушки «Богемы». В Минске в ­апреле текущего года она была поставлена в третий раз. Титель дал разгуляться на сцене молодым солистам, насытил действо цитатами из произведений Пикассо, Шагала, Дали… Исполнить партию Рудольфа прилетит золотой голос Казахстана Медет Чотабаев.

19 декабря. Молодые голоса мировой оперы

Это концерт-финал V Минского международного Рождественского конкурса вокалистов. Интрига в том, что до того момента, пока не распахнется занавес, никто не знает имен участников концерта. Обычно финалисты поют фрагменты из опер вместе с ведущими солистами Большого театра Беларуси. На сей раз будут участвовать также Венсан Анн-Софи (Франция), Канг Клаудия (Корея), Жюин Таффо Сюзанна (Канада).

20 декабря. «Саломея»

Перенос премьеры оригинальной постановки, сделанной на основе произведений Рихарда Штрауса, с сентября на октябрь встряхнул оперную публику. Она, что называется, рванула на этот сложносочиненный спектакль, который клеймит общество, снедаемое пороками, и говорит о приближении западной цивилизации к гибели.

Воин за веру

Саломея, операВ опере «Саломея» ожили библейские страницы. Впервые на сцене белорусского Большого — предтеча Мессии. Иоанн Крес­титель (в опере это Иоканаан) в грубой одеж­де из верблюжьей шерсти будто сходит с картины Александра Иванова «Явление Хрис­та народу». Партию Пророка исполняет заслуженный артист Республики Беларусь Станислав Трифонов.

— Все-таки Иоканаана нельзя отождествлять с предшественником Иисуса Хрис­та, — говорит певец. — Воплотить образ Пророка мне помогали и режиссер Михаил Панджавидзе, который не один год вынашивал замысел «Саломеи», и дирижер Виктор Плоскина, и художник Гарри Гуммель. Мы стремились уйти от стереотипа смиренного старца, аскета, живущего в пустыне. Да, он отшельник. Но отшельник, ратующий за свои идеалы. Иоканаан — воин за веру. Человек живой, страстный в борьбе с аморальностью и предельным цинизмом.

Несомненно, эта роль — этапная в творчестве Станислава Трифонова. То же можно сказать и о его партнерше Екатерине Головлевой. Артисты давно притерлись друг к другу, сыгрались: Набукко и Абигаиль, ­Скарпиа и Тоска, Альфио и Сантуцца, Ренато и Амелия… Теперь — Иоканаан и Саломея. Солисты сумели не только создать объемные, мощные, неординарные образы, но и найти ключ к органичному существованию на сцене в паре.

Во весь голос

Минскому международному Рождественскому конкурсу вокалистов исполняется 5 лет. Число участников этого престижного творческого состязания растет год от года. Ныне свои заявки на участие в конкурсе, который пройдет с 14 по 19 декабря, подали более 300 певцов из 26 стран. Они знают: Минск — это великолепный театр и теплый прием. Это непредвзятое судейство и очень хорошая стартовая площадка. Это шанс блеснуть перед директорами оперных театров мира. Это ангажементы в Западной Европе и призовой фонд в 28 000 долларов.

Здесь дерутся за признание, по выражению Надеж­ды Павловой (Гран-при 2016 года), «до последнего ­патрона».

Те, кто получил в Минске главный приз или звание лауреата, возвращаются в белорусскую столицу вновь и вновь. Так, 21 декабря в гала-концерте звезд мировой оперы, которым закрывается Рождественский форум — 2018, выступят финалисты предыдущих конкурсов Тигран Оганян, Лаша Сеситашвили, Михаил Малафий…

21 декабря. Заключительный гала-концерт

В этом грандиозном празднике вокала примут участие певцы из 15 стран! За дирижерский пульт встанет Александр Анисимов.