Наука и жизнь Общество

Путешествие в прошлое

За закрытой дверью

У старшего научного сотрудника Института физики имени Б.И. Степанова НАН Беларуси, кандидата физико-математических наук Елены Шабуни-Клячковской не­обык­но­вен­но увлекательная работа, которую она не поменяет ни на какую другую. С помощью достижений физики, точнейших методов анализа Елена изучает произведения искусства. И на этом пути ей открываются удивительные тайны. Сколько сюжетов для захватывающих исторических детективов мог­ла бы она подбросить писателям и сценаристам!

— Произведения живописи редко доходят до нас в первоначальном виде: время неизбежно оставляет на них свои следы, — говорит Елена Владимировна. — Поэтому прежде всего мы стараемся выявить степень сохранности, композиционные изменения, авторскую манеру художника. Для этого используются такие методы, как фотофиксация в видимом диапазоне, инфракрасная рефлектрография, фотофиксация видимой люминесценции, возбуждаемой источником ультрафиолетового излучения, и рент­ге­но­гра­фия.

С помощью достижений науки можно проследить историю бытования произведений искусства. Так, изучая икону «Богоматерь Умиление» (согласно надписи на оборотной стороне, ее подарили храму в д. Семеховичи Пинского района, «построенному в единстве с Римской Католической Церковью», в 1656 году) , физики обнаружили, что она минимум 4 раза обновлялась, а один раз была полностью записана. В результате исследования ученые пришли к выводу, что тотальное поновление не могло быть выполнено ранее 1830-х годов. Как удалось выяснить, в XIX веке в деревне Семеховичи действовала только одна церковь Рождества Богородицы, построенная в 1830 году на средства помещика и мецената Войцеха Пусловского и принадлежавшая православной епархии. Можно предположить, что изменениям икона «Богоматерь Умиление» подверглась именно в 30-х годах XIX века с целью ее помещения в новый алтарь.

Исследуя известный портрет Януша Радзивилла из Национального художественного музея Респуб­лики Беларусь, написанный, как было принято считать, придворным художником Даниэлем Шульцем в 1652-м, физики пришли к выводу, что полотно создано на 8-10 лет раньше.

Рентгенография помогла выявить, что первоначально в нижней левой части автор изобразил воинские доспехи, впоследствии скрытые. Наиболее вероятной датой такого обновления посчитали вторую половину XIX века. Анализ реставрационных материалов это подтверждает. Но вот с какой целью внесли композиционные изменения? Одно­знач­но­го ответа нет. Оценка личности Януша Радзивилла до сих пор вызывает споры и разногласия.

Ключ к тайнам

Состав, технологии приготовления грунта и его нанесения, выбор красок, цветовой гаммы, лака — все это маркеры, по которым вычисляют ­время рождения произведения искусства. С точностью до года этого не сделаешь, но период определить можно, как можно выяснить и живописную школу, к которой принадлежал автор. Для этого ученые применяют элементные (лазерная эмиссионная спектроскопия) и молекулярные (комбинационное рассеяние света и инфракрасная микроспектроскопия) методы исследования.

— С помощью разработанного в нашем институте мобильного спектрометра мы можем и в режиме реального времени многое сказать об объекте, — объясняет Елена Владимировна. — Но случается порой и так, что перед нами встают новые вопросы. Например, при изучении западноевропейской иконы в спектре одной из красок проявились линии олова и свинца. Значит, художник применял пигмент под названием «свинцово-оловянистая желтая». Но этот пигмент бывает двух типов: первый использовался в XIV-XVIII веках, а второй — с XVIII века. От прояснения такого нюанса зависит результат всей экспертизы.

И вот тут на выручку приходят молекулярные методы, позволяющие различить вещества, схожие по составу, но различные по структуре. Молекулярные спектры разных элементов уникальны, как отпечатки пальцев у людей.

Вообще пигменты в составе красочных слоев живописных полотен специа­листам могут поведать о многом. Известно, что в первом тысячелетии нашей эры использовали всего 4 основных пигмента. В средневековье их число увеличилось до 20. Начиная с XVIII века бурное развитие химии привело к обогащению палитры художников синтетическими красками. Поскольку даты появления многих из них доподлинно известны, их принято называть датирующими. Например, желтый хром впервые синтезировали в конце XVIII века. Однажды ученые обнаружили желтый хром в составе красок, изучая белорусскую икону 1844 года. Получается, на нашей территории желтый хром стали применять раньше, чем в остальной Российской империи. В палитре европейских художников он появился примерно в начале XIX, а русских — во второй половине этого века. Это стало настоящей сенсацией!

Комбинационное рассеяние света и инфракрасная микроспектроскопия позволяют определить и состав связующих материалов (воск, смолы, масла, яичные желт­ки, клеи, различные эмульсии) , которые тоже являются маркерами периодов создания живопис­ного полотна.

Комплексный подход в работе позволяет ученым получить наиболее полное представление об объекте искусства, минимизировать вероятность ошибки. В общем-то все применяемые для диагностики произведений искусства физические методы давно и хорошо известны. Однако перед белорусскими учеными стояла задача повысить их чувствительность, чтобы получать максимально качественную информацию, значительно уменьшив размер отбираемой пробы. И определенные успехи на этом пути достигнуты. Так, для усиления комбинационного рассеяния света сотрудники лаборатории нанооптики Института физики разработали уникальные методики, основанные на синтезе наночастиц благородных металлов.

Впервые в Беларуси

Заказы на диагностику живописных полотен поступают физикам в основном из музеев. Сегодня Институт физики совместно с Центром исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси реализует интересный информационный проект. Его цель — изучить порядка 100 подписных объектов национального искусства и создать базу данных: какие художественные традиции существовали, какие материалы использовали живописцы в определенные периоды в тех или иных регионах Беларуси. На основе такой базы можно будет установить автора, место и время создания пока неопознанных произведений. Кроме физиков в этом проекте задействованы историки, искусствоведы, биологи и программисты. Подобные базы данных созданы во многих странах. У нас такой системный анализ проводится впервые. Завершится работа в конце 2018 года. Но сегодня у ученых есть основания утверждать: в Беларуси издавна существовала своя школа живописи.

Справка «ВМ

Сегодня Институт физики совместно с Центром исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН ­Беларуси ­реализует интересный информационный проект. Его цель — изучить порядка 100 подписных объектов национального искусства и создать базу данных: какие художественные традиции существовали, какие материалы использовали живописцы в определенные периоды в тех или иных регионах Беларуси.

Автор: Ольга ПОКЛОНСКАЯ