Культура Молодые в культуре

Пространство для открытий

Что волнует молодых белорусских скульпторов и художников, актеров и режиссеров, писателей и музыкантов? … Невероятный душевный трепет перед выходом на сцену. Конкуренция, которую диктует Европа. Сложности при продаже билетов и непредсказуемые цены на аренду мастерских. Поиск уникального стиля. Трудолюбие и редкое в наше время умение мечтать. Анна Силивончик и Алеся Скоробогатая, Павел Кухта и Иван Каризна, Антон Кравченко и Анна Семеняко… Какая она, жизнь людей творческих, с необычным углом зрения и своим, особенным пониманием мира? Об этом расскажет новый проект «Молодые в культуре», который стартует в  «Вечернем Минске».

Без границ

Это настоящая Мекка для молодых и независимых режиссеров, актеров и сценаристов. Они приходят с идеями и получают профессиональную поддерж­ку. Вместе со зрителями, репетиционным залом и вдохновением в придачу.

Казалось бы, небольшое квадратное пространство со стенами, выкрашенными в черный цвет, и 70 стульями, а столько места для фантазии! Между зрителями и сценой — никаких границ. Помпезных декораций тоже нет. Каждый спектакль держится на эмоциях. Потому здесь идеальная «цитадель» для любителей экспериментальных теат­ральных форм.

— Эта площадка возникла в Национальном центре современных искусств (НЦСИ) при поддержке Центра экспериментальной режиссуры Белорусской государственной академии искусств, чтобы дипломники могли выступать у нас со своими работами. Но, разумеется, формат сцены куда шире. Она вообще предназначена для всех. Мы даже не смотрим на образование тех, кто приходит и предлагает спектакли, потому что главное — качество продукта, — рассказывает художественный руководитель НЦСИ Владимир Галак.

Центр не оказывает молодым прямой финансовой поддержки, но бесплатно предоставляет пространство для проката своих творений. Финансирование происходит за счет продажи билетов. А еще сотрудники помогают театральной команде найти спонсоров, например, из банковской сферы или среди ведущих сотовых операторов, стать соискателями грантов. Грубо говоря, продвинуть себя.

Исцеление сценой

Одна из главных «фишек» театра — возможность сделать зрителя со­участником действия. Так реализуется принцип социального театра, когда любой пришедший на спектакль может испытать что-то вроде катарсиса. Приди, расскажи о своей проблеме — и актеры проиграют ее, а ты успокоишься. Или сам предложи решение непростой жизненной ситуации. Психология и театр, как видно, стали еще более неразрывны. Но одно из главных отличий экспериментальной сцены НЦСИ от камерных, профессиональных, больших — острая актуальность. Молодые, которые приходят со своими сценариями, как правило, не выдумывают сказок и небылиц, а говорят о том, что волнует всех, бытовом и насущном. Преимущества малой театральной сцены очевидны: актеры находятся на расстоянии вытянутой руки от зрителей, а спектакли лаконичные, концентрированные.

Если говорить о жанрах и формах, то в последнее время набирает популярность контактная импровизация — театр танца, терапия для тела и души в одном флаконе. Театр современной хореографии «Альтана» часто включает в репертуар свободную пластику, обу­чая этому методу и зрителей на отдельных занятиях.

Справка «ВМ»

Популярным направлением у молодежных коллективов является плейбек-театр, основанный на взаимодействии между исполнителями и аудиторией.

Зритель рассказывает историю или случай, а затем наблюдает, как она проигрывается актерами. Рассказы могут быть совершенно разными: короткими зарисовками из жизни, описаниями снов или фантазий. В НЦСИ с такой формой часто выступает, например, театр психологической импровизации «Момент».

Путь самураев

Движение молодых альтернативных театральных коллективов в Беларуси существует словно само по себе, неофициально. Впрочем, как и любое андеграундное искусство. Тем не менее уже есть множество команд, у которых в творческом списке за один только год до пяти премьер. Некоторые проекты носят разовый характер, возникая стихийно. Как было, например, со спектаклем в жанре театра теней «У меня зазвонил телефон» по Корнею Чуковскому от сообщества молодых художников. Показали и разошлись. Для других эксперимент превращается в дело всей жизни.

— Создание своего молодежного театра — это путь самурая. Кроме желания нужно искать возможности для его реализации, в том числе и финансовые, а также площадку. Этот путь сложнее, чем в классическом театре. Там все более стабильно и предсказуемо, — считает Владимир Галак.

Кто же приходит на новую сцену? В первую очередь это театры танца. Например, «Каракули». Так уж вышло, что молодежный театр в большинстве своем — симбиоз драмы и хореографии. Один только форум пластических теат­ров «ПлаSтформа» (который, кстати, уже второй год будет проходить под патронажем НЦСИ) тому подтверждение.

Из независимой театральной инициа­тивы вырос нашумевший спектакль «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева. Марина Денисова, актриса, исполнившая главную роль, стала лауреатом Национальной театральной премии Беларуси. Постановка начиналась в центре современных искусств и до сих пор идет только там.

Еще одно творение молодых авторов, «выстрелившее» на сцене в ­НЦСИ, — моноспектакль «Камера, которую дала мне мать» о феномене женской сексуальности, о том, о чем принято умалчивать. Режиссер из Польши Януш Езерский. А вот главную роль исполнила наша актриса Анастасия Боброва. Любопытно, что спектакль стал первым в проекте НЦСИ Homo Cosmos, представляющем собой серию теат­ральных постановок, центральная тема которых — человек, его тело и поиск себя.

Среди ярких коллективов, выступивших на новой сцене, — экс-театр EYE. Сегодня они должны отыграть форум-спектакль «Случай НО… «о неожиданностях, которые окружают нас в жизни, и правильном к ним отношении. EYE существует уже поч­ти 16 лет, но коллектив молодой, занимается как уличными представлениями, так и интерактивными программами, мастер-классами. Актеры на ходулях, живые статуи и мимы тоже присутствуют. В целом такое разнообразие отличает любой независимый театральный проект. Невозможно за­явить о себе в какой-то одной области. Время весьма динамично, зритель требователен, а конкуренция беспощадна.

В частности

Фурор в НЦСИ произвел моноспектакль по произведениям Чарльза Буковски „Самая красивая женщина в городе“.

Это сложная драматическая форма, которая требует от актера полной отдачи. Прикрываясь грубостью и цинизмом, герой говорит о попытках спасения своей души… Кому это не знакомо? Режиссер Александр Курц, кстати, не имеет специального образования. Он просто творит так, как чувствует. На базе НЦСИ он окреп, заявил о себе. Теперь работает в Москве, планирует путешествовать с постановками по России. Экспериментальная теат­ральная сцена стала для него своего рода стартовой площадкой, где он выкристаллизовал свой стиль и поверил в себя. «Спасение мира начинается со спасения одного-единственного человека… « — говорится в предисловии к спектаклю. Пожалуй, эти слова можно отнести ко всему независимому театральному движению Беларуси.

Автор: Мария ВОЙТИК