Городская площадь

Удочку возьми с собой

правила перевозок, автобус

Безбилетникам труднее станет искать оправдания, но с лыжами и удочкой в автобус пустят

С 12 октября вступят в силу изменения и дополнения в Правила автомобильных перевозок пассажиров, ­утвержденные постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 31.08.2018 № 636. Новая редакция документа, по словам представителей Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, не внесла масштабных изменений в прежнюю: часть правовых норм привели в соответствие с установившейся практикой, отдельные позиции урегулированы. Среди терминов и определений, фактически существовавших несколько лет, но не закрепленных ранее законодательно, были валидатор, информационная система продажи билетов, терминал конт­ролера, электронный билет и другие.

Значительно расширился смысл некоторых понятий, таких, например, как «безбилетный пассажир». Прежде таковыми считались лица, не имею­щие билета или документов, подтверждающих право на льготы. Теперь внесено существенное уточнение: в эту когорту внесены пассажиры, которые имеют проездной документ, но не приложили его к валидатору или не прокомпостировали.

Кроме того, Правила преду­сматривают, что оплата проез­да может производиться до начала поездки посредством покупки билета на одну поездку у водителя или в пункте продажи проездных документов, до  следующего после посадки остановочного пункта — посредством покупки билета на одну поездку у кондуктора.

Еще один, казалось бы, малозаметный, но важный нюанс. Теперь при отсутствии проездного документа и намерении приобрести его у водителя пассажир обязан входить в автобус через переднюю дверь. Специалисты комментируют это дополнение так: «Если в час пик пассажир без билета вошел в заднюю дверь и не успел купить у водителя и прокомпостировать талончик, он считается безбилетным».

Та же история, если у водителя не окажется талонов: пассажир, согласно правилам, должен своевременно при­обретать проездные документы и оплачивать проезд.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод: талоны лучше покупать заранее, а компостировать их и валидировать проездные нужно сразу при входе в транспортное средство. Посмотрим, насколько реально будет придерживаться этих норм в час пик.

Новые требования прописаны в измененном документе не только для пассажиров, но и для водителей (кондукторов). Им запрещено курить в салоне транспортного средства, находиться на работе в спортивной и домашней одеж­де, перевозить в кабине посторонних лиц, за исключением водителя-стажера. Этих норм должны придерживаться водители коммунального общественного транспорта, а также маршруток и такси.

С прицелом на будущее

Некоторые новшества документа разработаны на перспективу. Например, когда введут систему оплаты про­езда в зависимости от расстояния, прикладывать электронный проездной к валидатору нужно будет не только при входе в транспортное средство, но и при выходе.

А что касается багажа, то с согласия автомобильного перевозчика можно будет перевозить велосипед в неразобранном виде на специально оборудованных для этого местах. Представители министерства уточнили, что пока наш общественный транспорт не имеет такого оборудования. Имеются в виду, например, складные устройства для велосипедов, которые крепятся сзади или спереди автобусов. Так возят велосипеды во многих других странах.

Кстати

Новая редакция документа позволяет бесплатно провозить длинномерные предметы размером до 151 см, инвалидную коляску, трости, костыли, ходунки, другие средства социальной реабилитации для личного пользования инвалидов, музыкальный инструмент в футляре, лыжи, клюшки, удочки, ружье в чехле, мелкий садовый инвентарь, велосипед в разобранном и упакованном виде, размеры которых в сумме измерений по длине, ширине и высоте не превышают 200 см, детский велосипед, санки и коляску.