Символ веры

Путь через пост

рождественский пост

На вопросы, касающиеся Рождественского поста, отвечает кандидат богословия священник Владислав Богомольников, клирик Богоявленского прихода, преподаватель Минской духовной академии

Владислав Богомольников
Владислав Богомольников

— Говорят, пост — не самоцель, а средство. Средство для чего? У апостола Павла есть слова о том, что пища не приближает и не удаляет нас от Бога…

— Эти слова относятся к идоложертвенной пище. Ранние христиане опасались есть мясо, если не знали, откуда оно, так как оно иногда оставалось пос­ле языческих жерт­воприношений. Апос­тол Павел успокаивает их: пища не удаляет от Бога, а идол в мире — ничто. Но в каком-то смысле и о посте можно сказать так же. И даже так, как преподобный Иоанн Дамаскин: если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы. То есть ограничения в еде — не сущность поста, а его внешняя сторона. Гораздо важнее умение контро­лировать свои склонности и потребности. Хоть и говорят: «Нет любви более искренней, чем любовь к еде», но всякий достойный человек вырабатывает иерархию ценностей, в которой выше такой любви ставятся справедливость и милосердие. Кодекс чести христианина вроде бы предполагает, что ради убеждений он жертвует всем, но это слова, и необходимы способы испытать свою решимость на практике. В итоге пост можно сравнить со строительными лесами, которые не нужны сами по себе, но здания без них не построить.

— Раньше, когда была моложе, старалась поститься по строгим правилам, и было нетрудно. Теперь не могу, здоровье уже не то. А если ем необходимые продукты, мучаюсь совестью. Как поступать?

— Правила поста не одни и те же для разных ситуаций. В частности, он послабляется для пожилых и больных людей. Меру поста важно согласовывать с медицинскими показаниями.

— Обязательно ли брать благословение у священника на какие-то изменения в посте или человек вправе сам решать?

— На этот вопрос как ни ответь, получится неудачно, ведь многие церковные правила не работают в отрыве от ситуации. Часть людей, симпатизирующих Церкви, еще не пережили сознательного обращения, и требовать от них соблюдения постов — значит, просто оттолкнуть. В то же время сложно представить устоявшегося во взглядах христианина, который не видит смысла в воздержании. Сейчас в приходах есть и те, и другие, и воспримут они ответ по-разному. Потому стоит обсудить подобное решение со священником, и хорошо найти такого, который уделит этому время.

Вам может быть интересно...  Дар любові, жыцця і святла

Интересно попробовать разобраться, от кого исходит требование поста. Сего­дня принято считать, что пост объявляет Церковь. Однако изначально желание поститься было свободным, поскольку христиане усматривали в этом пользу, а не обязанность. На каком-то этапе появляется традиция, но в ней Церковь не заставляет поститься своих членов, а просто упорядочивает сложившийся повсеместно обычай.

Давайте кратко посмотрим на его историю. Христос и апостолы не постились с момента выхода Спасителя на проповедь. В I-III веках посты были короткими, не общецерковными и предполагали воздержание от пищи в течение светлой половины суток, а понятия постных продуктов не существовало. Деньги, сэкономленные на питании, отдавали бедным. Первая церковная регламентация постов относится к середине IV века, тогда же утвердилось разделение пищи на постную и непостную. Со­временный вид посты при­обрели только к XI веку, до этого многодневные посты, кроме Великого, длились всего неделю. Как видите, изменения были значительными.

Поэтому каждый сам определяет себе меру поста. Православным свойственно опираться в этом на традицию. Но человек склонен к крайностям, а попытка самостоятельно изменить уклад церковной жизни ведет к неуверенности, и тогда мы чувствуем, что мучает совесть.

— Новый год, родные зовут в ресторан, хочется отпраздновать вместе с ними. Уместно ли это?

— Многие считают это нормальным, ведь блюда каждый себе выбирает сам. Особое дело — праздники, которые случаются в течение поста, например дни рождения нецерковных знакомых. Еще у древних монахов было принято есть все, что предлагают в гос­тях, не рассуждая, а отказываться, ссылаясь на пост, считалось неправильным. Некоторые просто продлевали потом себе пост на день.

— Католики называют Рож­дественский пост периодом «радаснага чакання» Рождения Спасителя. А в православии, мне кажется, основной упор делается на аскетической стороне… И все-таки хочется радости.

— Вполне понятно, что ослаб­ление поста скорее обрадует современного человека. Но если мотивация воздержания осознается как личная, то его увеличение не кажется грустным, а сокращение — радостным. А еще важно, с чем сравнивать. У православных, например, сегодня 4 много­дневных поста, но в древних традициях Востока их больше. У коптов — 7, у армян — 11. В других религиях еще сложнее. Более половины индуистов (около 500 миллио­нов) и часть буддистов всю жизнь не употреб­ляют мяса, рыбы и яиц. Для них пост — это отказ от злаков, бобовых, лука и чеснока.

Вам может быть интересно...  К небесному покровителю

— Начинается сума­с­шедший период — акции, скидки, подарки, елки. Очень много суе­ты. Как не забыть о Христе?

— Стоит вспомнить, что значит просто думать о важном. Сперва взять один свой день и вспомнить, о чем мы думали. И если результаты будут неутешительными, то появится стимул что-то менять. Завести привычку прогуливаться хоть недолго, обдумывать будущее, анализировать прошлое.

А помнить о Христе еще проще, ведь это значит не забывать других людей. Как было сказано Христом: все, что делаете для братьев Моих меньших, вы делаете для Меня.

Маленькие дети не постятся вообще. Пост послабляется для беременных и кормящих женщин, пожилых и больных людей, военнослужащих, заключенных, занятых на тяжелых работах и в таких видах деятельности, где от внимания человека зависит жизнь других людей.