Молодые в культуре

По законам небес

молодые актеры

Играть небесам, а не публике или партнерам. Новое актерское поколение ставит перед собой высокую планку

Как и любая творческая профессия, актерская полна рисков. Сможешь ли на сцене подтвердить свое предназначение после получения диплома? Одной ли «группы крови» окажутся старшие коллеги по актерскому цеху?.. Когда за плечами уже три театральных сезона, можно подводить предварительные итоги.

Выпускники Белорусской госу­дарственной академии искусств были приглашены в Театр-­студию киноактера — Ольга Дятловская в 2015-м, Яна Ходанович и Сергей Лапаницын — в 2016-м. Правда, Яна и Сергей начали работать в этом театре еще студентами. Самый опытный из троих — Сергей. До академии он и армию прошел, и в Гродненском областном драмтеатре год проработал актером.

— Еще третьекурсником я был приглашен в совместный проект БГАИ и Театра-студии киноактера на роль Дугина в спектакль «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева, — говорит актер. — Счастливое совпадение: этот театр выбрал меня, и я выбрал именно его.

В том же спектакле «Рядовые» роль Веры сыграла Яна Ходанович.

Яна и Сергей учились в мастерской заслуженного артиста Республики Беларусь профессора Владимира Мищанчука. Ведущий мастер сцены, он также входит в труппу Театра-студии киноактера. Нити судьбы сплелись в красивый узор: в академии Яна и Сергей были учениками профессора, а в театре стали его младшими коллегами. Если Владимир Андреевич играет в спектакле «Хто смяецца апошнім» роль Черноуса, то Яна Ходанович — роль Незнакомой женщины. Кстати, в год прихода в театр Яна и Сергей поженились.

— Театр встретил радушно, доверительно, по-доброму, — продолжает актер. — Меня ввели на главные роли в постановках «Безымянная звез­да» и «Средство Макропулоса» и на эпизод в «Пигмалионе». Яну — в «№ 13» и «Пигмалион».

молодые актерыБольшая роль Учителя в «Безымянной звезде» была у Сергея первой, ее постижение шло непросто, и, наверное, поэтому она ему особенно дорога.

— Сам факт того, что вчерашнему выпускнику доверяют играть таких сложных персонажей, очень красноречив. Вводы прошли хорошо, мы почувствовали, что находимся в родном доме. Это дом-театр, дом-семья, — уточняет Сергей. — А затем у нас появилась возможность проявить себя в новых постановках «Две стрелы», «Волки и овцы», «Смешанные чувства».

Вам может быть интересно...  Лирическое отступление

В спектакле «Две стрелы» по Александру Володину в постановке Олега Киреева порывистый, трепетный, чуткий Ушастый в исполнении Сергея Лапаницына вызывает у зрителя горячее сочувствие. В стремлении Ушастого к справедливости актер передает сложнейшую гамму чувств. Совершенно иной рисунок роли у Лапаницына в «Волках и овцах» по пьесе классика мировой драматургии Александра Островского. Режиссер Александр Ефремов доверил ему роль расчетливого помещика Василия Беркутова. У тридцатилетнего Лапаницына этот персонаж без возраста. Он умен, слегка ироничен, умеет сочетать приятное с полезным. Это кукловод, он манипулирует людьми, даже теми, кто старше него, в общем, настоящий «волк» Островского. При этом Беркутов Лапаницына очарователен в своих интригах, что заставляет зрителя задуматься: в чем же состоит притягательность откровенного хищника-циника.

В последней по времени постановке Александра Ефремова «В поисках истинного Я» роль Гарольда потребовала от Лапаницына проявить новые актерские краски. При внешней легкости, мотыльковости этот персонаж обуян нешуточными страстями — он хочет переменить свою судьбу! Актер все время находится на сцене, что требует большой технической подготовки, и она у него есть. Роль Гарольда перекликается с ролью Жени Лукашина из культового телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», правда, Гарольд и Женя живут на разных скоростях. Тем интереснее зрителю проводить параллели и сравнения…

За три года работы в театре, говорит Лапаницын, не было расхождений в том, каким его видит художественный руководитель и каким видит себя он сам.

Кто-то утверждает, что актерский труд тяжелый, едва ли не каторжный. Нет, это один из способов получать от жизни радость. Так считают и Сергей, и Яна. С этим согласна и Ольга Дятловская.

— Сцена дает возможность самых разных, даже фантастических перевоплощений и непосредственного общения с публикой, — поясняет молодая актриса.

Александр Ефремов увидел ее в академии на показах курса, который вела заслуженный дея­тель искусств Респуб­лики Беларусь профессор Лидия Монакова. После показов сказал: «Дятловская — наша актриса» и ввел в спектак­ли «Средство Макропулоса» и «Пигмалион».

Специфика этого театра в том, что он — подразделение Национальной киностудии.

Вам может быть интересно...  Двигатель музыкального прогресса

— Бывают экстренные вводы в спектакль, когда нужно подменить коллегу, вызванного на киносъемки. Меня тоже подменяют — я много снимаюсь в сериалах, — рассказывает Ольга. — В кино работаю по запросу. А душа моя находится в театре. Глэдис в комедии «№ 13», Черепашка в «Двух стрелах», Евлампия Купавина в «Волках и овцах» — роли, которыми горжусь.

Услышав вопрос, не хотелось бы ей поменять место работы, Ольга зашлась от возмущения: она и мысли такой не допускает!

Ольгу Дятловскую можно увидеть на сцене Театра-студии киноактера 25 января в «Пигмалионе», 27, 29 и 30 января — в спектакле «Смешанные чувства». Сергея Лапаницына — 7 февраля в спектакле «Похищение Елены», 12 февраля — в «Волках и овцах».

_______________________________________________________

«Кушать подано» не про них

Комментарий заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, народного артиста Беларуси, худрука Театра-студии киноактера Александра Ефремова:

Александр Ефремов— Обновление репертуара невозможно без привлечения новых творческих сил. В свое время к нам пришли Антон Жуков, Елена Гиренок, Валерия Ефименко… Теперь — Сергей Лапаницын, Оля Дятловская, Яна Ходанович-Лапаницына. Я бываю в Академии искусств регулярно, присматриваюсь к студентам, ищу тех, кого можно пригласить сразу на конкретные роли, чтобы активно работали и как можно быстрее обрели свое место в труппе. Когда снимаю кино, беру молодых в свои фильмы.

Категорически не приемлю позиции держать молодых на «кушать подано». Ведь неудовлетворенность творчеством ломает судьбы.

Роль — это хлеб актера в прямом и переносном смыслах. Все знают: зарплаты у ребят небольшие, значит, должны быть широкими творческие возможности. Тот же Лапаницын успел показать себя в ролях драматических, романтических, комедийных, социальных. Сейчас я начинаю новые постановки, и он там будет играть. Дятловская не только ввелась в несколько спектаклей действующего репертуара, но и отлично справилась с большой ролью в «Волках и овцах». Превосходное мнение сложилось и о работе Яны. Молодые радуют меня. Я вижу, что им интересно работать, потому что в любой постановке, даже в легкой комедии, мы показываем живого человека с его противоречиями, заблуждениями, одиночеством, гордыней, любовями… Это отвечает желаниям зрителей — не просто следить за действием, а сопереживать героям.