Символ веры

Освящается вод естество

крещение

«Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюб­ленный, в Котором Мое благоволение». Так пишет о событии евангелист Марк. В тот день миру впервые были явлены все три Божественные ипостаси — О­тец, Сын и Дух Святой. Потому праздник называют также Богоявлением.

Разумеется, Христос не нуждался в покаянии и омовении от грехов, как другие приходившие на Иордан. Наоборот, Иисус освятил Собою воду как основу жизни и даровал церк­ви таинство крещения.

Предшествует празднику сочельник, по-церковному навечерие, 18 января, — день такого же строгого поста, как в канун Рождества Христова. После литургии, со­единенной с вечерней, дозволяется пища с рас­тительным м­аслом.

Воду в храмах освящают дважды — в навечерие (сочельник) и в сам день торжества. Оба раза одинаковым чином. Церковь просит Гос­пода даровать воде «благословение Иорданово и благодать к исцелению душевных и телесных немощей, очищению душ и телес, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу». Потому нет разницы, когда ее брать, 18 или 19 января, и та и другая считается крещенской.

Существует мнение, что на Богоявление святая вода течет даже в водопроводе. Значит, из уважения к святыне несколько дней нельзя, например, стирать белье, мыть полы.

— Это распространенная мысль из разряда «чем благочестивее, тем правильнее», — говорит клирик Богоявленского прихода священник Владислав Богомольников. — С такими представлениями как-то и спорить не принято, мало кто решается. А идея, похоже, родилась из наивного осмысления стихиры праздника «Днесь вод освящается естество». Речь о том, что Гос­подь раз и навсегда освятил стихию воды, очистил ее для использования в сакральных целях. То есть это событие уже свершилось 2 000 лет назад, оно не воспроизводится ежегодно. А на использовании водопроводной воды время праздника никак не сказывается.

На Богоявление заканчивается святочное веселье. В прежние времена те, кто был ряженым на святках, купались в иордани — освященной проруби, чтобы смыть с себя, как тогда говорили, бе­совскую личину. Теперь крещенские купания набирают все большую популярность. Однако…

Вам может быть интересно...  Ко Христову дню

— Обычай окунаться в прорубь сам по себе не церковный, — пояснил отец Владислав. — Скорее, старинный способ показать свою удаль. Конечно, нет запрета для сознательного христианина на купание зимой, если здоровье позволяет. Но не стоит принуж­дать к этому детей, а для болезненных людей крещенская купель может быть опасна.

19 января можно будет окунуться в прорубь в следующих местах:

— Спасательная станция «Вяча» (водохранилище Вяча, Минский район, д. Пильница, 23 км от МКАД).

— Спасательная станция «Дроз­ды» (водохранилище Дрозды, г. Минск, ул. Веснинка, 2а).

— Спасательная станция «Заславль-1» (Минское море, Минский район, д. Заречье, 7 км от МКАД).

— Спасательная станция «Заславль-2» (Минское море, Минский район, д. Качино, ул. Вок­зальная, 10, 7 км от МКАД).

— Спасательная станция «Комсомольское озеро» (Комсомольское озеро, г. Минск, ул. Прогрессивная, 29а).

— Спасательная станция «Криница» (водохранилище Криница, Минский район, д. Заречье, 6 км от МКАД).

— Спасательная станция «Птичь» (водохранилище Птичь, Минский район, д. Волковичи, 5 км от МКАД).

— Спасательная станция «Цнянская» (Цнянское водохранилище, г. Минск, ул. Кольцова).