Общество Родительское собрание

Один за всех

Сергей Рико — заведую­щий яслями-садом №  226. В должности три года. Если в школах и гимназиях города директора-мужчины — довольно частое явления, то наш герой в столице такой один. Правда, одиноким заведующий себя не чувствует. Говорит, в коллективе есть и сильный пол — два сторожа и дворник.

Сергей Робертович — педагог в третьем поколении. В свое время его бабушка работала директором школы в городе Хотимске Могилевской области, а мама заведовала детским садом. Поэтому решение стать учителем было вполне осознан­ным. Окончил БГПУ имени М. Танка, работал дефектологом с ребятами с особенностями развития. Затем — 4 года воспитателем в детском саду.

— Самое приятное в работе — видеть результаты своего труда. Вкладываешь в детей опыт, знания, и они впитывают как губки. А после приходят родители и делятся приятными новостями: «Мой Ванюша пуговицы сам застегивает», — улыбается заведующий.

— Не устали от вопроса, почему здоровый взрослый мужчина застрял в детском саду?

— Здоровый не здоровый, а работы здесь хватает! Помню, на собеседовании смотрели на меня настороженно. Родители в первое время удивлялись. Но мужчины не должны быть уникальным явлением в дошкольном образовании. Скажем, есть неполные семьи, в которых малыши могут недополучить отцовского внимания. Что ни говори, а женская и мужская системы воспитания различаются. Первая более творческая, вторая — с упором на логику и дисцип­лину, выработку лидерских качеств, которые необходимо развивать не со школы, а с детского сада.

— Вы амбициозный руководитель?

— Знаю, что хочу сделать. Будущее планирую пятилетками. На первую, когда вступил в должность, поставил себе задачу собрать достойный коллектив и благоустроить сад. Неважно, что нашему учреждению уже больше полувека. Но создать комфортную обстановку я в силах. На 60 % план выполнил. А амбиции очень часто могут не сойтись с возможностями. За первый год работы отремонтировали коммуникации, устранили проблемы с электропроводкой. Обновили в группах потолки. Сил ушло немало.

— Привлекаете к воспитанию отцов?

— А как же! Однажды спрашиваю у своего коллектива: «Девчата, мы готовимся к празднованию 8 Марта, Дня матери… А как же День отца или 23 февраля?» Вот теперь приглашаем и пап, готовим для них концерты. Всегда говорю родителям: в воспитании ребенка мама и папа должны принимать равное участие. Отцу ведь тоже есть что сказать. Дисциплина у детей должна вырабатываться с 3 до 5 лет. Будете раньше воспитывать — ребенок не поймет, начнете позже — не будете для него авторитетом. Авторитетом окажутся уже другие дети взрослые.

— Каким должно быть счастливое детство?

— Проводимое в игре! Не компьютерной, а на улице, в общении. Современным детям этого не хватает. Через игру они познают мир.

Как воспитать лидера

Когда Сергей Робертович работал воспитателем, он старался привить малышам самостоятельность. Для этого использовал принцип индивидуальной ответственности за общее дело. Например, у малышей по плану — трудовое воспитание: допустим, собирают опавшие листики на площадке. Деток он разделял на группы по 2-3 человека. Одного назначал главным, чтобы тот контролировал работу, следил за порядком и сам принимал участие в трудовом десанте. Далее такая возможность передавалась товарищу. Каждый мог побыть лидером.

С заведующим мы встречаемся в разгар рабочего дня. Поэтому общаться приходится на ходу — Сергей Робертович, по его собственному выражению, контролирует выполнение режимных моментов. Это значит, посещает занятия в группах, смотрит, как протекают рабочие процессы.

Заходим в ясельную. Детки 2-3 лет с воспитателем играют: пьют чай. На заведующего реа­гируют, здороваются. А когда спрашиваем, кто этот дядя, дружно отвечают: «Робертович!“

— Если нет срочных дел в виде написания отчетов, посещения совещаний, подготовки к мероприятиям, иду проверять, как воспитатели встречают детей, проводят занятия. А после в коллективе обсуждаем, что было не так, — уточняет собеседник.

Заходим в группу к воспитанникам постарше.

— Солнце нас уже не греет, ветер дует все сильнее… — читает стихотворение воспитатель, пробуждая у малышей вдохновение к творчеству. А они рисуют. Тема самая что ни на есть осенняя — красочные листики, грибы в лесу. Сергей Робертович наблюдает со стороны, чтобы не помешать творческому процессу.

А по коридору между тем стали разноситься ароматы предстоящего обеда. Есть повод зайти в пищеблок.

— Контроль за питанием тоже на мне. Слежу, как производится закладка продуктов, участвую в бракераже, корректирую в случае необходимости детское меню,— уточняет заведующий.

Повар Александра Николаевна встречает руководителя с улыбкой. Говорит, с приходом Сергея Робертовича у сада появилось мужское лицо.

— Проявляет твердость характера, сказал — сделает! Недавно вот закупили новую посуду для пищеблока, — рассказывает сотрудница.

Сегодня на обед у детей щи, рыбник, пюре и салат.

— А я вспоминаю садовскую запеканку! — замечает заведую­щий. — Рецепт, казалось бы, простой: смешай творог, манку, яйца и сахар да запеки. Но секрет вкусных блюд — готовить не полько с любовью, но и точно по технологии.

На кухне порядок. Идем навещать деток, которые сейчас занимаются физкультурой. Пока малыши выполняют упражнения, беседуем с их воспитателем. Екатерина Морозова работает здесь 4 года:

— В коллективе дисциплина. Он стал дружнее, сплоченнее. К нашему мнению прислушиваются, — говорит воспитатель. — Считаю, мужчина-заведующий в детском саду как раз на своем месте. А почему неохотно идут на эту должность? Так ведь это огромная ответственность. 

— Мамам и папам часто говорю: с детьми необходимо постоянно играть и общаться, а баловать не стоит, — вступает в беседу Сергей Рико. — Дошкольники умные, интеллект у них развит. Но они психологически слабее предшествующих поколений. Выхватывают, цепляют из окружающего много информации. А она в их возрасте должна поступать дозированно. Иначе это приведет лишь к сильным перегрузкам.

В коллективе Сергей Робертович не просто начальник, а старший товарищ. К нему идут за советом.

— Когда ты молодой воспитатель, приходится повышать голос, чтобы дети просто тебя услышали. Потом в общении с ними доходишь до уровня, когда они понимают тебя с одного взгляда или с полуслова, — считает собеседник.

Мужской совет

Привычная ситуация, которая выбивает из колеи родителей: чадо закатило истерику в магазине, валяется на полу, протестует. Что делать? Уводите или уносите ребенка домой, а там вдали от посторонних глаз объясняйте, в чем он был неправ. И лишайте чего-то хорошего. Например, просмот­ра любимого мультика. Так поступайте всякий раз, когда сын или дочь недостойно ведут себя в общественных местах. У ребенка должна возникнуть логическая связь: плохо себя вел — остался без удовольствий.

Автор: Юлия БУРДО