Час пик

С общественным транспортом наперегонки

автомобили, минск

Последнее воскресенье октября по праву считают своим праздником дорожники, водители легковых и грузовых машин, автобусов и даже троллейбусов. Только в «Минсктрансе» более 4 900 водителей общественного транспорта. Многие из них трудятся в этот день. Работа такая. И нелишним будет, если пассажир улыбнется и поприветствует при входе: мол, поздравляю, командир!

В воображении возник, возможно, нелепый, но теплый сценарий социального видеоролика к этому дню: водители машин всех мас­тей приветствуют друг друга на трассе, а немногочис­ленные легковушки любезно уступают крайнюю правую полосу автобусам и троллейбусам. Все довольны, у всех благостное настроение…

Интересно, будут ли водители хотя бы 28 октября более вежливыми по отношению друг к другу и к пешеходам? В начале прошлого века такая постановка вопроса была бы по меньшей мере странной, ведь автомобилей колесило не­много даже на улицах городов Европы. А в Минске, по некоторым данным, в 1908 году зарегистрировали всего  2 автомобиля. Сегодня по столичным улицам колесят почти 850 тысяч (!) машин. Из них лишь около 2,2 тысячи единиц наземного общественного транс­порта (не считая 760  частных маршруток), за прошлый год именно они перевезли порядка 440 млн пассажиров.

день автомобилистаВ регулярном сообщении автомобильный пассажирский транспорт начал работать в Минске в 1924 году. Как раз в такие октябрьские дни в рейсы вышли 6 автобусов иностранного производства. Первое время они перевозили примерно 700 пассажиров в день. Спустя 5 лет на рельсы встали электрические трамваи, и только в 1952 году минчане смогли проехать в троллейбусах. Возможности нынешних пассажиров не сравнить с возможностями тех лет. Но надо признать, что сейчас объ­емы перевозок постепенно падают. Лишь один пример: в 2002 году городские автобусы перевезли около 330 млн пассажиров, в 2009-м — 275 млн, в ­2017-м — около 250 млн. Подобная картина и по другим видам транспорта. Вот он, результат роста автомобилизации и — что греха таить — ­не­удовлетворенности услугой. Для многих сего­дня время — деньги, а как раз скорости наземному общественному транспорту и не хватает. А кому-то еще и комфорта.

Правда, за 9 месяцев нынешнего года, по информации «Минсктранса», объем перевозок пассажиров несколько увеличился. Неужели горожане стали пересаживаться с личных авто на общественный транспорт? Да это же одна из заветных целей властей, экологов, организаторов дорожного движения!

Вам может быть интересно...  Трамвайчик тронется

Хочется верить, что эта тенденция сохранится. А пока мы часто слышим от читателей похожие претензии: в жару в транспорте задыхаемся, а зимой мерзнем; график движения нередко сбивается; расписание на сайте и электронных табло не совпадает; тарифная политика не отличается гибкостью… Жалуются и на маршрутчиков: то билеты не выдают, то несутся с бешеной скоростью.

Некоторые пассажиры априори недовольны всем что есть и что может появиться нового в транспортной сфере. Почти как в старой песне в исполнении Льва Лещенко: «А мне всегда чего-то не хватает: зимою — лета, осенью — весны».

И все же нельзя отрицать, что за последние годы сделано немало. Взять хотя бы электронные проездные и табло, электробусы, центр управления движением «Минсктранса», систему онлайн-информирования о движении марш­руток, запущенную ГУ «Столичный транспорт и связь»…

А вот чего не удается добиться, так это приоритета общественного транспорта на столичных магистралях. Попытки выделить небольшие участки первой полосы ситуацию в корне не меняют. Так что пожелаю столичным транспортникам осуществить эту мечту, а всем автомобилистам — здоровья и ровных дорог.

Знаете ли вы, что «шофер» в переводе с французского означает «истопник, кочегар»? В 1770 году французский инженер Кюньо вместо лошади «запряг» в телегу паровую машину. Этот агрегат назвали «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Ехала по городу такая телега с медным котлом, подвешенным спереди, а за ним сидел водитель и крутил руль. Проехал — остановился: в котле закончился пар. Водителю нужно было слезть с телеги и выполнить работу кочегара: разжечь топку и вскипятить воду в котле.