Культура Молодые в культуре

О чем молчат улицы

Чем живут молодые музыканты, альтернативные эстрадной сцене, те, кто выступает в уютных кафе, на сценах неформальных open-air фестивалей или на столичных улицах, в переходах метро? Воспоминания о творческом дебюте и правда о вдохновении, рассуждения о музыкальном облике родного города — в интервью с фолк-рок группой By Cry и участником проектов «Дом Фишера» и «Танго Чеширского кота» скрипачом Дмитрием Катечевым.

Будь собой

Музыка группы By Cry — это запах осеннего леса, готовящегося к холодному сну, дуновение ветра весной, свободного и чувственного, нашедшего свой дом в тени, под молодой, еще не распустившейся липой… Стилистика группы настолько смешана, что сложно отличить афроамериканский энергичный фанк от жесткого харда и лиричной фолк-музыки. Но этим музыкальным карнавалом они и привлекают. А еще бешеной энергетикой, которая рождается в сердцах исполнителей от любви к родной земле. У них уже записан альбом и вышло четыре клипа.

Уникальность группы в том, что половина текстов — из белорусского фольклора. Как продлить жизнь бабушкиным песням, сохранить наше нацио­нальное сокровище? Этим вопросом и задались музыканты, создавая свой проект. Песни только на белорусском языке — это принцип. Любимый прием — обращаться к народным мотивам, но подавать их по-своему. За гитарные переборы в коллективе отвечает Сергей Стец, душа и голос группы — Александ­ра Граховская. Поет с ней еще Мария Сазонова. Бас — Александр Маркевич. Барабаны, пульс By Cry — Лев Бабаевский. А ответственный за энергичные ритмы — аккордеонист Евгений Волокитин.

Группа основана в 2013 году.

— Когда наша вокалистка Александра Граховская осознала, что обещанного конца света в 2012-м не будет, то решила чем-то занять себя, — шутит гитарист Сергей Стец. — Музыканты нашлись быстро. Все началось с первой репетиции, затем была вторая, и поехало. Изменилась ли группа? Когда By Cry только родился, он был ребенком, орущим в лесу. Сейчас это юноша, кричащий в городе. Через какое-то время юноша превратится в мужчину, и тогда посмотрим, где будет слышен его голос. Самим интересно.

Проблема записи альбомов и клипов, которой боятся многие молодые музыканты, для By Cry оказалась легко решаемой. Сингл сделать, по их мнению, легко: придумал, записал у друга, выложил в Интернете. Проделал это восемь раз — и альбом есть. А клип можно и на мобильный телефон снять. Возникает другое но: что делать со всем этим творческим багажом дальше?

— В мировые хит-парады клип почему-то не попадает, там Рианна. Многомиллионные просмотры на YouTube забирает группа «Время и Стекло». Но важно понять, что сейчас искусство — это не столько сделать, сколько донести. Чтобы придумать арт-объект и материализовать его, нужны свободная энергия, знание психологии, коммуникабельность, деньги и время. А вот донести… Это уже новый вид искусства. Кто освоит, тот и будет в топе, — рассказывает музыкант.

Они — освоили. Уверенный эмоциональный и идейный посыл — одна из главных составляющих успеха группы. У By Cry он прост: сорви маску — будь собой! Музыка группы позволяет переживать катарсис, очищать душу.

Выступления By Cry, тем не менее, — больная тема.

— Чтобы быть в чемпионской форме, нужно хотя бы 120 концертов в год. Реальные цифры намного скуднее. Молодому коллективу можно только посоветовать набраться наглости, чтобы лезть в любые концертные дыры, и терпения, чтобы дождаться результатов деятельности, — считает Сергей Стец.

А вот поучаствовать в фэс­тах куда проще. Благо их в Беларуси достаточно —  «Таўкачыкi», «Грюнвальд», «Купальскае кола», «Люты фэст». Группа везде сумела заявить о себе.

— Но больше всего, конечно, запомнился первый концерт. Нас никто не знал, нам было полгода всего, а люди очень тепло приняли, танцевали и даже водили хороводы, — делится гитарист.

Что бы они посоветовали тем, кто собирается основать свою группу в Беларуси?

— Универсального совета нет. Человеку нужна творческая реализация, поэтому, если очень хочется, то он найдет нужный способ ее осуществить. Верно сказано: боишься — не делай, делаешь — не бойся. Нужно просто делать, и если попадаются люди, которые отговаривают и критикуют, то это значит, что все идет по плану. Вы проходите путь, получаете опыт и приобретаете силу. Это единственное, что имеет хоть какое-то значение в творчестве, — уверен музыкант.

Удержи внимание

Кто не встречал у набережной Свислочи возле парка Горького загадочного молодого человека с электроскрипкой, врывающегося в городское пространство экспрессивными звуками?

Как будто Вивальди в новом обличье материа­лизовался на минских улицах. Несколько лет назад Дмитрий Катечев начинал робко и неуверенно, с желанием всего лишь выплеснуть накопившиеся в душе переживания, играл дома, для друзей. Сегодня он автор двух музыкальных проектов и талантливый соло-музыкант с широким репертуаром: у него собственные импровизации, каверы легендарных Muse, Scorpions, System of a down, «Би-2».

С самого начала он отказался от репетиционных точек и большого коллектива, считая это делом затратным. Выходил в переходы один. Пока не встретил клавишника Максима Солнцева. Тот просто прогуливался возле парка и подошел к Дмитрию. Тут же подобрали что-то , разыгрались и… выступали вместе два с половиной года. Теперь пианист уезжает в Чехию, а их коллектив «Танго Чеширского кота» остается лишь в воспоминаниях слушателей. Но Дмитрий не отчаивается. Сам хочет освоить клавишные.

Во втором проекте скрипача, «Оркестре Фишера», задействовано еще два музыканта — перкуссионист и гитарист. Это более форматная музыка, в том числе для корпоративов и свадеб. Но сейчас ребята уже созрели для того, чтобы создавать свой продукт, а не копировать. Первое внимание захвачено. Осталось удержать его мастерством.

По мнению скрипача, судьба уличного музыканта в Беларуси сложная, но интересная. Вообще это движение сильно развилось за последние два года. Но гоняют до сих пор, особенно из переходов метро.

— В некоторых странах Европы, в частности Эстонии, уличная музыка предполагает отдельный свод законов. Официальных или нет — другой вопрос. Играть разрешено, как правило, без усилителя. В каждом районе города, будь это спальный район или центр, свои уточнения. В зависимости от инфраструктуры. В итоге никто никому не мешает, а люди довольны. Разве не чудесно услышать знакомую мелодию, пробираясь с утра сквозь толпу на работу? — говорит Дмитрий Катечев.

Музыкальная карта

Конечно, анархии быть не должно. Но тогда и уличным музыкантам необходима государственная поддержка для большего количества проектов, где они могли бы законно о себе заявить… и преобразить город.

Примеры тому есть, например фестиваль «Пешеходка», созданный Владиславом Пинчуком вместе с другими энтузиастами. Уличные актеры и музыканты превратили площадь Свободы и прилегающие к ней улицы в альтернативную вселенную с бьющей через край атмосферой праздника. Кто только не пускался здесь в пляс: и пожилые люди, поначалу настороженно наблюдающие за музыкантами, разложившими инструменты прямо на асфальте, и малыши, которые плакали пять минут назад… Хочется верить, что проект вернется в город и этим летом. Уже в мае уличным музыкантам обе­щали выделить 12 официальных площадок для выступлений в подземных переходах на разных станциях метро. Проект будет называться «Музыкальная карта Минска“.

Автор: Мария ВОЙТИК