Родительское собрание

Та же школа, только в профиль

Вторая смена в гимназии, профильное обучение в школе и работа с одаренными детьми: что сулит грядущий учебный год по новым правилам? На вопросы читателей во время прямой линии «Вечерки» ответила председатель комитета по образованию Мингорисполкома Мария Киндиренко

Смена порядков

— Мария Станиславовна, добрый день! Дочь оканчивает 5-й класс гимназии № 43. Недавно узнали, что со следующего года, вероятнее всего, она будет учиться во вторую смену. Правильно ли это?

— Обучение во вторую смену для 6-х классов разрешено санитарными нормами и правилами. Необходимо знать количество класс-комплектов в каждой параллели, чтобы делать вывод о целесообразности такого перехода.

— Некоторые ребята посещают вечером кружки и спортивные секции, например по футболу, и ездят на занятия в центр города. Может ли гимназия пойти на уступки и сформировать сборный класс для тех, кому первая смена просто необходима?

— Классы с учетом занятости детей во вторую половину дня не переформировываются. Как правило, вся параллель учится в одну смену. Однако могут быть исключения, когда часть классов будет посещать учреждение образования в первую, а часть — во вторую смену. Это зависит от мощностей школы.

— Насколько известно, в соответствии с Кодексом об образовании дети в гимназиях не должны учиться во вторую смену.

— Действительно, в гимназиях, в том числе по действую­щим санитарным нормам и правилам, учебный процесс проходил только в первой половине дня. В январе в Положение об общем среднем образовании были внесены изменения и дополнения, отменены вступительные испытания в 5-е классы гимназий. Общеобразовательная программа на первой и второй ступенях обучения в них теперь идентична программе в обычной школе. Поэтому сегодня Министерство образования и Министерство здравоохранения Беларуси прорабатывают вопросы о внесении изменений в санитарные нормы и правила, в том числе в отношении сменности занятий. Однако очевидно, что десяти- и одиннадцатиклассники гимназий будут посещать занятия исключительно в первой половине дня, так как профилизация на старшей ступени сохраняется.

— Может ли ребенок, который учится в гимназии, перевестись в другую, как это было ранее? И будет ли вторая смена у шестиклассников в гимназии № 13?

— Что касается смены — вопрос еще решается. А вот возможность перехода из одной гимназии в другую никто не отнимал. Главное условие — наличие свободных мест.

Кадры решают

— Действительно ли дети в обычных школах теперь будут иметь возможность с 5-го класса изучать некоторые предметы на повышенном уровне?

— Учебные планы школ и гимназий на второй ступени обучения станут одинаковыми. Ранее разница была лишь в двух дополнительных часах, которые гимназии использовали на преподавание иностранного языка. Теперь эта возможность появилась и у школ.

— Если у ребенка есть желание изучать химию углуб­ленно, его запрос в школе удовлетворят?

— Перечень предметов, которые будут преподавать в конкретном учреждении на повышенном уровне, определяется с учетом ряда факторов: запроса родителей и детей, обеспеченности соответствующими кадрами, учебной базы школы. Если речь идет об углубленном изучении физики, химии, биологии, необходимо наличие соответствую­щего лабораторного оборудования, чтобы ребята могли выполнять опыты, проводить эксперименты.

При организации профильного обучения в 10-11-х классах ставим задачу: близлежащие школы не должны дублировать профили. Хотим сделать их максимально разнообразными в рамках микрорайона, чтобы у старшеклассников был выбор.

— Готова ли сегодня каж­дая школа к организации профильного обучения?

— Оснащение кабинетов биологии, химии и физики в городе осуществляется централизованно в рамках реализации республиканской программы. Это необходимо для того, чтобы у детей независимо от учреждения образования изначально были одинаковые условия для изучения предметов. В настоящее время комплектование кабинетов физики в Минске практически завершено.

Примите дар

— Обращается к вам учитель одной из минских гимназий. Вступительные экзамены в 5-е классы отменены. На каком основании одна из гимназий Московского района проводит вступительные испытания для зачисления в 7-й класс? Нам стало известно, что от детей, которые, по их мнению, не тянут программу, они стараются освободиться, а на вакантные места принять победителей олимпиад из других учреждений образования. С родителями талант­ливого в математике мальчика, который учится у нас, они уже связались. Парень посещал оздоровительный лагерь для одаренных детей «Бригантина», и там его заметили. Хотят переманить. Вот, пригласили на экзамен.

— Вашу ситуацию возьмем на контроль. Но однозначно никакие вступительные испытания и конкурсный отбор в гимназии проводиться не должны. Это незаконно (за исключением экзаменов в 10-е классы на вакантные места). Понимаем ваши переживания, ведь в каждого олимпиадника учитель вкладывает много труда.

— Не секрет, что в гимназиях учились мотивированные ребята, создавалась особая атмосфера. Может ли сегодня обычная школа обеспечить условия для развития одаренных детей?

— Сегодня в Минске сложилась система работы с такими учениками. Несомненно, дух учреждения, его традиции и профессионализм учителей влияют на успешность в этой деятельности. Однако гимназия это или обычная школа, значения не имеет. Важны заинтересованность педагога и желание самого ребенка получить результат. В городе традиционно организуют выездные сборы по подготовке талантливых ребят к олимпиа­дам и конкурсам. Взаимодействуем с вузами. Например, свыше 10 лет на базе оздоровительного лагеря «Бригантина» совместно с БГУ организуем смены для школьников, показывающих высокие результаты по физике, математике, информатике. Подобные сборы в течение всего учебного года для гуманитариев проводит городской образовательно-оздоровительный центр «Лидер». С ребятами занимаются вузовские преподаватели. В школах организуем профильные лагеря с дневным пребыванием. И эта система дает результат. В нынешнем году Минск в 15-й раз стал лидером в стране по количеству завоеванных наград в рес­публиканской олимпиаде по учебным предметам. Однако сегодня, наверное, нужно искать и новые креативные подходы в организации работы с одаренными детьми, расширять образовательное пространство. Особенно это касается таких прогрессивных направлений, как информатика. Здесь мы говорим о более тесном взаимодействии с Парком высоких технологий, создании разнопрофильных обучающих ресурсных центров по информационным технологиям. Информатика для нас очень важна! Не хочется в этом признаваться, но факты — упрямая вещь: общекомандных призовых мест на республиканской олимпиаде по этому предмету у Минска пока нет.

— По каким критериям закрепляют жилые дома за конкретным учреждением образования? Есть пример, когда одну половину дома отнесли к гимназии, а другую — к школе.

— Ошибочно мнение родителей, что некие элитные дома специально закрепляют за гимназиями. Во-первых, есть строгий принцип территориаль­ности. Во-вторых, учитываются результаты всеобуча. Эту работу никто не отменял. Она проводится дважды в год с целью определения количества деток дошкольного возраста, которые планируют идти в школу. Каждый год их чис­ло варьируется. Иногда может получиться, что в одной школе предварительно набирается пять 1-х классов, а рядом в другой — два. Мы стараемся не допускать таких разбежек. Кроме того, помимо понятия «проектная мощность учреждения» есть еще и реальная вместимость. В Каменной Горке — жилом районе активной застройки — на сего­дня в классе может быть 30 и больше учеников, открываются 1-е классы «К», «Л», «М» и так далее. Но есть предел. И как бы родители ни хотели увидеть в процеду­ре закреп­ленности человеческий фактор, главное — территориальный признак и возможность учреждения обеспечить нормальные условия для пребывания детей.