Газета выходит с ноября 1967 года, в сети интернет с июля 1996 года
Поиск
Расширенный поиск

Основные рубрики


Официальный портал Минского городского исполнительного комитета, minsk.gov.by





Рассылка
E-mail:






19 октября 2017 (четверг) № 42 (12753)
ГлавнаяНовости

Труд, положенный в основу

НовостиНе стареют душой ветераны

Его бригаду в полном составе отозвали из командировки в Гродно. Приказано было прибыть в столицу в полном составе и со всей техникой. Мужиков это не обеспокоило: значит, где-то аврал на объекте, надо выручать. Специальное управление механизации №  96, в котором они работали, — предприятие уникальное, спрос на его специалистов всегда велик. Трудилась бригада на всех больших стройках Беларуси — на возведении Новополоцкого и Мозырского нефтеперерабатывающих заводов, Брестского коврового комбината, гродненского «Азота», корпусов «Гомсельмаша»… Однако на этот раз их попросили остаться в Минске. Сваебойную установку подкатили к парку Челюскинцев, где уже огородили площадку и аккуратными штабелями сложили привезенные из Донбасса двенадцатиметровые тавровые сваи.

Необычные и опасные работы были привычны Николаю Полевкову. Окончив после армии училище механизации широкого профиля, он стал строителем линий электропередачи — известных по песням ЛЭП-500, каждая из которых —  «непростая линия». Только вел их крановщик Полевков не «по таежным дебрям глухим», а по болотистым равнинам Беларуси — возле ­Полоцка, на брестском ­Полесье, под Бобруйском. Но так как головная организация его предприятия — трест №  15 «Спецстрой» — находилась в Минске, то и невесту Николай Васильевич присмотрел здесь, и работу нашел более оседлую — машинистом сваебойной установки. С ней бригадир Полевков тоже был востребован на всех ударных стройках и в столице заложил фундаменты многих зданий.

— Я очень любил шляпы, — вспоминает Николай Васильевич. — Когда они вышли из моды, жена хотела выбросить мою коллекцию, но я придумал носить их на работе. Однажды при строительстве школы на юго-западе столицы сижу, отдыхаю, а тут приезжает тогдашний мэр Шарапов. Что, говорит, рабочий аристократ, дело остановилось? Нам же школа к сентябрю нужна. Я отвечаю, мол, молот перегрелся, водой его по технологии охлаждать нельзя, вот и ждем. А что касается графика, то беспокоиться не надо, все будет в срок. И точно, построи­ли к сентябрю. Шарапов меня запомнил и во вторую нашу встречу — на строительстве моста через Неман в Столб­цах — он, уже будучи минист­ром строительства и эксплуа­тации автомобильных дорог, заявил, что если рабочий аристократ Полевков тут командует, то за мост он спокоен.

— Конечно же, не шляпа делает человека классным специалистом, — замечает собеседник. — Я много учился. Через двадцать лет после семилетки пошел в вечернюю школу, потом поступил на вечернее отделение архитектурно-строительного техникума. Было сложно: ребенок маленький, работа тяжелая. Чтобы забить сваю, иногда двадцати ударов хватает, а иногда и все полсотни понадобятся. Но жена очень одобряла мое стремление учиться и помогала.

На новой площадке у парка Челюскинцев бригадир Полевков был не в шляпе, а, согласно технике безопасности, в строительной каске. Вокруг сосредоточенно хмурилось начальство. Здесь же находились приехавшие из других городов специалисты и минчане — новички в метрострои­тельстве.

— Для моих ребят вроде работа привычная — сваи забивать, а волновались тоже: как-никак метро! В Минске! Какой грунт, как пойдет? Грунт оказался тяжелым — песок, глина и скальные элементы. Заливали водой для размягчения. Но первую сваю забили, освоились и одну за другой все четыреста металлических двутавровых балок вогнали в нужные места и в запланированный срок. Попутно обу­ча­ли тех, кто потом намеревался постоянно работать на строительстве метро. Через некоторое время перешли на площадь Якуба Коласа, потом новички освоили дело, и мы вернулись к объектам нашего специального 96-го управления.

Спрос на их работящую и непьющую бригаду был огромным, особенно после присвоения Николаю Васильевичу звания Героя Социалистического Труда.

— Тяжело далась звезда Героя? — спрашиваю у ветерана.

Николай Васильевич лукаво щурится:

— А я на нее заявление не писал, по инстанциям не ходил, в очереди не стоял… Выходит, что никаких затруднений. Просто работал честно.

О награждении он узнал, когда в выходной день клеил с женой обои. Лишние гвозди из стенок повыдернул, розетки повыкручивал, чтобы бумажная лента ложилась ровно, без складочек и морщин. А тут телефонный звонок. Знакомый спрашивает, слушают ли радио Полевковы. Не слушаем, отвечает, розетки сняты, обои клеим. В ответ — хохот, мол, каков чудак, ему Героя присвоили, а он ремонтом занимается. Включил радио — точно! Каждые полчаса повторяется сообщение. Тут уж они с Антониной Владимировной рулоны в угол сложили, стол на середину комнаты выдвинули, накрыли его от души. И правильно сделали, потому что понаехали друзья и начальство, почтальоны телеграммы приносят, корреспонденты один за другим приходят, соседи заглядывают.

Надпись на первой свае была сделана мелом. Она, конечно же, сразу стерлась. Но в летописи метрополитена и Минска, в памяти минчан навсегда остались и день тот, и мастера-первопроходцы. Фамилии своих друзей из бригады Николай Васильевич помнит и всегда при написании биографии отмечает (цитирую дословно):

«Хочу выразить благодарность всем своим коллегам-строителям, что работали рядом, возводили стройки века, ударно и добросовестно трудились, — Стрельчене Василию, Французову Валерию, Тарушкину Станиславу, Юганову Александру, Ефимову Евгению, Исаченко Михаилу, Котову Ивану, Рогову Василию, Шемпелю Александру».

Время идет, люди уходят, а благодарная память остается.

Что касается фамилии Полевков, то она и теперь значится в списках того же специального механизированного управления №  96 стройтреста №  15 «Спецстрой». Туда двадцатилетним в 1983 году пришел старший сын Николая Васильевича, Юрий. Теперь Юрий Николаевич сам на руководящей должности, и сын его тоже пошел по линии строительства. Младшие внуки Николая Васильевича еще невелики, но дед не исключает, что они продолжат династию и оставят свои автографы в истории и облике родного города.

Справка «ВМ»

В 1977 году в Минск прибыл Тоннельный отряд №  1, на базе которого формировался коллектив «Минскметростроя“, приехали высококвалифицированные специалисты из Москвы, Киева, Харькова, Баку, Ташкента. Однако первую сваю на строительстве метро забила бригада белорусов под руководством Николая Полевкова.

Автор: Елена АВРИНСКАЯ
16 Март 2017 / 375  просмотров.