Культура Молодые в культуре

Нескучный сад

Спектакли в аудиториях

— Приходите к нам на открытый творческий показ экзаменов, это целое шоу! — говорит мне с порога собеседник.

— И часто у вас такие показы? Где берете декорации и костюмы? — спрашиваю.

— Показы — осенью и зимой. Ребята, только-только поступившие в вуз, уже готовят постановки по живописным произведениям. Потом им доверяют художественную прозу и только после этого — ­пьесы. Никаких декораций и костюмов для того, чтобы сделать шоу, не требуется. Мы воплощаем концепцию «бедного театра» от польского режиссера Ежи Гротовского, где все, что нужно, чтобы спектакль состоялся, — это актеры и зрители. Такой подход сложен, но именно он помогает студентам быть готовыми в своей творческой жизни ко всему.

Тем не менее театральный факультет получил недавно Президентский грант на оборудование учебных помещений профессиональной световой и звуковой техникой.

Между прочим, согласно теории эпического театра, ширма и стул могут сказать на сцене намного больше, чем помпезная богатая декорация. Творческие экзамены режиссеров-студентов прокатывают в академии по нескольку раз, и они достойны того, чтобы их увидела публика. Художественные руководители театров, кстати, могут подыскивать себе молодые кадры на наших показах. Если бы приходили, конечно.

Дайте шанс

Сам Виталий Котовицкий выступил с интересной инициативой: предложил Министерству культуры рассмот­реть возможность выделения грантов для молодых режиссеров на их первую постановку в одном из ведущих театров.

— В театральных коллективах, которые пока с неохотой принимают юных творцов, будут хотя бы знать, что те пришли не с пустыми руками и сами в состоянии создать свой спектакль. Дайте только площадку, возможность. Выпускник с его молодыми мозгами, нервами и безумным желанием работать, на мой взгляд, просто обречен на удачу. Спектакль пройдет с успехом и при этом не будет обременительным для бюджета театра. Кстати, к проекту подключится и студент, изучающий сценографию, и тоже проявит себя, — говорит Виталий Котовицкий.

Один из самых важных периодов в учебе будущего режиссера — конечно, практика. Академия искусств предоставляет возможность пройти ее в театре — осенью или зимой. Завершающая составляет целых три месяца. Но не все художественные руководители творческих коллективов позволяют практиканту, например, повзаимодействовать с актерами, предложить свое видение той или иной сцены спектакля. Молодому приходится просто наблюдать. А жаль.

Многогранность профессии

— Хотя многие ребята и рвутся поскорее выпорхнуть в практическую театральную жизнь, сокращение учебных планов для режиссера — не на пользу. Недавно, например, появился новый предмет —  «Композиция». Сего­дня без нее никуда. Как и в жи­вописи. Важно понять, как грамотно построить пространство, провести условные диагонали, учесть перспективы, понять, что каждый уголок на сцене, сама пустота — это живой, играющий организм, — утверждает завкафедрой.

В академии обучают режиссеров не только драматических коллективов, но и для эстрады, музыкальных, кукольных театров. Прививают педагогические знания. Студенты во время практики обу­чают детей из колледжей и школ с театральным уклоном. И это тоже нужный опыт.

Воспитание души

— Наша задача — воспитать не только мастера, но и человека. Режиссура сродни философии. Нужно разбираться в процессах, которые происходят с людьми, наблюдать жизнь во всем ее многообразии, — уверен Виталий Котовицкий.

Вот, например, выходит режиссер из стен вуза и принимается рьяно ставить пьесы, связанные с жизнью белорусской деревни, думая, что раз исконное, национальное, то успех обеспечен. А вот и необязательно.

По словам Виталия Котовицкого, многие восхищаются сейчас литовским театром, а ведь он поднимался на мировой классике — Шекспире, Чехове. Ставили великое. Нельзя замыкаться, не перенимая древнейший опыт философских и религиозных традиций других стран. Только нужно не подражать, а впитывать, переосмысливать. Как, например, сделал режиссер Ким Ки Дук, соединив мировой авангард с корейскими традициями.

Часто, говоря о качестве режиссерского продукта, педагог рассказывает своим ученикам притчу про стул: «Культурный человек делает стул, думая о том, кто на нем будет сидеть, а бескультурному — все равно. Лишь бы сделать». Чтобы стать режиссером, важно разбираться в отношениях между людьми и постоянно открывать для себя новые слои реальности, интеллектуальные и духовные. Помнить, что зритель до и после спектакля — это два разных человека. Тогда — успех.

Понять иную жизнь

Многие думают, что раз академия, то образование классическое и пьесы можно ставить разве что по Льву Толстому. В корне неверно! Виталий Котовицкий, кстати, часто дает студентам задание: сделать постмодернистский спектакль-перформанс в экстравагантном и парадоксальном решении по… бытописателю Александру Островскому. Каково?

— Раз уж начали развеивать стереотипы, то вспомню еще один. Некоторые люди говорят, что в искусстве массам нужен «попкорн». Не соглашусь. Зритель в большинстве своем неглуп. Сам я когда-то работал над образами Сальвадора Дали. После спектак­ля ко мне подошел мужчина и признался: «Я никогда не любил театр и не знал толком этого художника, но теперь точно стану изучать его творчество!» — рассказывает Виталий Котовицкий.

В академии помогают понять, что зрителей не нужно кормить примитивными комедиями. Да и, как показывает практика, стопроцентной окупаемости это не даст. Люди идут на спектакль не для того, чтобы полакомиться чипсами, а чтобы услышать другое мнение, понять иную жизнь, посочувствовать героям постановки. Остались две культурные Мекки, где люди обязательно встретятся, — филармония и театр. Кино уже давно можно и дома посмот­реть.

Свое дело

При Академии искусств работает Центр экспериментальной режиссуры. Это место, где студент всегда может показать себя. Читки пьес, полноценные постановки, этюды — настоящая творческая лаборатория. Идеальная площадка для прак­тики, обсуждений и обмена опытом. Во время и после учебы. Одна из самых ярких выпускниц, Юлия Ольшевская, ставила там свой «Нескучный сад» по ­пьесе Островского «Пучина“. Этот ее дипломный проект был представлен во Дворце искусства. Но как-то незаметно для общественности и критиков. Неоправданно незаметно. И так получается часто.

Кто-то из выпускников готовит эстрадные номера на телевидении, некоторые создают музыкальные группы в жанрах от этно-авангарда до рока. Пытаются пробиться как могут. На афишах появиться пока сложно. Может быть, действительно нужны гранты от Министерства культуры, чтобы будущие молодые режиссеры имели больше возможностей заниматься именно своим делом, а театры были заинтересованы в них?

Автор: Мария ВОЙТИК