Культура Молодые в культуре

Не выходи из кадра

Минск хорошо знает фотомастеров старшего поколения. Это и Евгений Козюля, и Вадим Качан, и Юрий Иванов, те, кто застал эру аналоговой фотографии, первые выступ­ления «Песняров» и победу минского «Динамо» в чемпио­нате СССР. Но есть и молодые авторы, достойные внимания. Юные, смелые, пробующие. Я не буду рассказывать о звездах, у которых тысячи подписчиков в «Инстаграме» или модный канал на YouTube. Расскажу о людях не столь популярных, но чьи работы интересны и необычны, как и взгляды на фотографию.

Александр Фанковин, например, совсем недавно создал серию «Минск в отражении». Огни ночного города, растворившиеся в дождевой воде, напоминают атмосферу фильмов нуар. Не хватает лишь Авы Гард­нер, разгуливающей по улице Карла Маркса, да Альфреда Хичкока, сидящего в маленькой кофейне на площади Победы. Такие работы прекрасно смотрелись бы на туристических открытках как альтернатива вылизанным пейзажам с буйством красок. Минск ведь не всегда такой, он бывает похож и на туманный Лондон: загадочный, капризный, с изменчивым настроением.

Еще один молодой автор, Ольга Мороз, в 2014 году удивила общественность проектом «Балет. Без лиц. Без имен» о закулисье одного из хореографических колледжей. Это рассказ о воле и удивительной работоспособности хрупких созданий. Снимать ей не всегда разрешали, ведь артисты не любят, когда их видят не в свете софитов. Поэтому многие кадры и выглядят словно сделанные из-под полы. Жаль, что проект не получил должной оглас­ки. И так нередко: что-то интересное рождается, но теряется в Сети среди обилия постов про Влада Бумагу и осенне-зимние тренды.

База для начинающих

Снимать у нас непросто, знаю не понаслышке. Хотя законодательством и не запрещено доставать камеру в общественных местах, многие могут вызвать охрану или милицию. Как-то не принято с легкостью относиться к человеку с объективом. Кто-то, наоборот, скромно улыбаясь, старается выйти из кад­ра, уступить фотографу панораму, не подозревая, что тот снимает жизнь такой, какая она есть. Поэтому сделать репортажную серию про город — задача не из легких. Другое дело портреты. Людей у нас интересных немало. Особенно женщин. Об их красоте впору слагать легенды.

Сергей Чернышов, приехавший из Туркменистана в 2013 году, кажется, того же мнения. На его удивительных портретах виден характер модели, что большая редкость. Упрямое выражение глаз, жест, которым поправляют волосы, смущенная улыбка — фотограф еще и хороший психолог.

— Когда снимаешь, надо, чтобы человек перестал замечать камеру. Я постоянно общаюсь с моделями, наблюдаю. Каждая фотография должна содержать какую-то историю, говорить сама за себя. Это не просто набор красивых поз и ракурсов, — рассказывает Сергей Чернышов.

Он начинал снимать на обычный телефон еще в начале 2000-х. На родине не было возможности купить хорошую технику, там фотоиндустрия не так развита, как в Беларуси. В Минске открылось второе дыхание. Появились новые идеи, завязались творческие знакомства.

— Я не стремлюсь стать известным, просто учусь каждый день. Чтобы освоить фотографию, достаточно смотреть много видеоуроков и всегда брать с собой камеру, куда бы ни шел. Есть в Минске, конечно, и платные курсы. Но мне проще загуглить то, что интересует, и изучать один конкретный момент, потом следующий, — говорит фотограф.

Он постоянно общается с коллегами по цеху, но не теряет свой стиль. Прошлым летом участвовал с выставкой на фестивале «Фотозона», который проходит в Минске каж­дое лето. Любой может присылать свою заявку для участия. Тут же можно обменяться снимками, получить опыт на образовательной программе, найти студентов для своих мастер-классов. Неплохая база для начинающих.

Полагайся на себя

Пару лет назад мне казалось, что основной вид заработка у фотографа в Минске — это свадьбы. Но если говорить о заказах, то можно выйти и на семейные, и на детские фотосессии. А еще приветствуется съемка концертов, корпоративных мероприятий.

— В последнее время трендом золотой жилкой для получения дохода) стала предметная съемка. Многие фотографы создают меню для ресторанов и баров, каталоги товаров для сайтов. По крайней мере, не нужно бегать сутками под палящим солнцем или снимать застолье, — рассказывает фотокорреспондент Ян Горбанюк, завоевавший в прошлом году премию «Золотая Литера» за репортаж об армейских буднях.

А на первом курсе университета он по предмету «Фотодело» получил «незачет» — единственный в группе. Ирония судьбы.

Его призвание — психологические портреты. Как иллюстрация к историям о сильных людях. Например, один его герой запускал ракеты на Байконуре…

Началось увлечение с подарка родителей — новенькой мыльницы. Первым успехом стала победа на конкурсе «Осенний фотокросс“, организованном БГУ. А потом понеслось: курсы за 500 долларов которых, к слову, ничуть не жалеет, хотя и экономил как мог) и наконец престижная награда на национальном конкурсе.

— Ты можешь снимать, как Анри Картье-Брессон, но какой в этом смысл, если о тебе никто не знает. Нужно пиа­риться где только можно — в социальных сетях, на сайтах для фотографов, приглашать на бесплатные съемки друзей. А потом заработает сарафанное радио, возможно, появятся первые заказы. Главное — не сидеть и не ждать, что станешь знаменитым и богатым в одночасье, — уверен Ян Горбанюк.

Правда, и для Сергея, и для Яна фотография — не единственный заработок. Один работает в компьютерной сфере и учится на переводчика, другой — журналист. То же самое можно сказать и о молодых фотографах, с которыми мне часто доводится общаться. Возможно, причина в том, что фотография до сих пор — явление элитарное. Как и любой вид искусства. Да и, если честно, когда ставишь цель урвать кусок побольше и стать знаменитым, не получается ничего искреннего. Работает еще и фактор огромной конкуренции. Вернее, слухи о нем. Изучив немало групп в социальных сетях и сайтов фотографов, поняла, что проблема сильно преувеличена: стоящих работ мало.

Что касается ситуации на рынке полиграфических услуг, то заказывать задорого снимки у фотографов белорусские издательства не всегда имеют возможность.

Но шансы пробиться есть. Главное, понимать, что фотоаппарат — это лишь средство фиксации действительности, он не делает творческую, самую главную часть работы. Если бы все это знали, было бы на страницах наших книг, порталов, справочников больше снимков, сделанных душой, а не новеньким Сanon за 5 000 долларов.

Автор: Мария ВОЙТИК