Наше метро

Раритеты в авторитете

Музей метро, Минск

В музее метро знают всё или почти всё о прошлом и настоящем столичной подземки…

У минского метро — очередной день рождения. 29 июня 1984 года по единственной тогда Московской линии был пущен первый поезд, на котором ехали VIP-персоны, метростроители, почетные гости, а 30 июня началось регулярное движение поездов. Об этом дне, а также о предыдущих и последующих событиях, связанных с нашей подземкой, рассказывают в профильном музее экспонаты и экскурсоводы.

Экспозиция создавалась по инициативе метрополитеновцев и за счет предприя­тия. Долгие годы творческих усилий не прошли даром: в 2015-м в галерее станции метро «Могилевская» открылся музей.

— У нас побывали уже более 14 тысяч посетителей, — не без гордости отмечает ведущий инженер службы движения предприятия Григорий Якимков, один из тех, благодаря кому появилась экспозиция. Помимо основной работы он на общественных началах выполняет здесь функции хранителя, директора и экскурсовода.

— Экспонаты, которых у нас сотни, собирались по крупицам десятилетиями. Многие фотографии, документы, устройства, сувениры отдавали работники метро и обычные горожане, какие-то находил я, — рассказывает Григорий Федорович. — И этот процесс продолжается. Из последних — обнаруженные при строительстве станции «Вокзальная» немецкие рельсы 1896 года с клеймом. О находке рассказал мне знакомый из тоннельного отряда. Метростроители хотели из них сделать себе наковальню, но я успел их отговорить. Теперь два фрагмента старых рельсов находятся в музее. Ждут своего часа и раздобытые по случаю псевдопятаки — эдакие металлические шайбочки, выточенные когда-то умельцами, чтобы проходить по ним в метро. Скорее всего, они пополнят увлекательный раздел с условным названием «Прохиндеи»…

Здешние экскурсоводы — это люди, многие годы отдавшие подземке и знающие ее деятельность изнутри. Григорий Якимков в минском метро 35 лет: участвовал в подготовке его к пуску в 1984-м, обучая будущих станционных работников, был начальником станции «Институт культуры», главным инженером службы движения, а с 2002-го по 2013-й возглавлял это подраз­деление. Под его руководством трудились поч­ти полторы тысячи человек — кассиры, контролеры, уборщицы, начальники и дежурные по станциям, поездные диспетчеры, ДСПО. Все это время он не переставал заниматься своим хобби — собирал с прицелом на будущее интересные документы, отслужившие свое предметы и устройства, связанные с историей метро. Многие из них нашли свое место в музее.

Вам может быть интересно...  В секундных интервалах

Проводит экскурсии и Елена Карасик, которая прошла трудовой путь от кассира до начальника станций «Первомайская» и «Пролетарская». Сейчас она на пенсии, но продолжает работать на родном предприятии техником дистанции.

Особый интерес у посетителей, особенно юных, вызывают раритеты, вещи, которые можно потрогать или которые они видят впервые. Например, дефектоскопная тележка. Где, если не в музее, горожане и приезжие узнают, как и для чего она применяется.

Популярностью пользуется и восстановленный монеторазменник. Его можно опробовать: в запасе есть 10-копеечные монеты, взамен которых из автомата вылетают пятаки. С любопытством узнают многие и о способах изготовления жетонов, средствах оплаты проезда, существовавших до малинового кругляша.

Один из любимых экспонатов — кабина машиниста. Перед открытием музея ее доставили из Москвы: в Минске не было списанных вагонов, которые можно было «распилить» для истории (не закончился нормативный срок эксплуатации, и техническое состояние позволяло еще их использовать). Чтобы кабина вписалась в габариты помещения, снизу ее немного обрезали. Зато почти полностью сохранили «начинку».

Люди постарше любят разглядывать фотографии, сувениры, иногда просят показать записи в книгах отзывов.

— Недавно учительница, пришедшая на экскурсию с гимназистами, призналась, что в начале июля 1984-го оставила запись в книге отзывов (они лежали тогда на всех станциях). И мы нашли эту запись! Женщина едва не прослезилась, — рассказывает Григорий Якимков.