Культура Символ веры

Молитва в бронзе

О целебных свойствах звучания колоколов известно давно. Когда мы слышим их звон, внутри нас что-то меняется, как будто затронуты невидимые струны души. И кажется, что музыкальные инструменты, отлитые из бронзы, вечны и незыблемы. Однако это не так.

— Если колокол треснул, отремонтировать его уже невозможно, — поясняет директор отделения звонарей Минского духовного училища магистр искусств ­Богдан Берёзкин. — То есть визуально убрать дефект можно, но звучать инструмент уже не будет. В таком случае его сдают на переплавку. В то же время старинные колокола представляют большую духовную, историческую и культурную ценность, поэтому мы и решили их собирать.

Первый экспонат доставили из брестского Свято-Воскресенского собора. Он треснул, и судьба его была решена. Однако в Минске нашелся спонсор, который оплатил ремонт раритета, положившего начало коллекции.

У каждого экспоната своя судьба. Вот, например, колокол, отлитый в 1881 году.

— Привезен он из села Пурех Нижегородской области, — рассказывает собеседник. — Видите, на нем написано: «серебро»? Считается, что от него исчезает всякая нечисть и зараза. Но если драгметалла в сплаве больше чем 2 %, то звук быстро затухает. Поэтому колокола традиционно отливают из бронзы: берут 80 % меди и 20 % олова. У каждого мастера свой почерк. При этом все строго соблюдают пропорции при изготовлении сплава. Даже самый искусный орнамент — изукрас — может отрицательно повлиять на звук.

Двенадцать колоколов, действующих и прекрасно звучащих, висят на звоннице храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость“. Из них только четыре нового литья. Остальные сделаны в XVIII-XX веках…

Автор: Любовь ЕГОРЕНКОВА