Час пик

Найдите собаку поскорее!

электробус, минск

Какие только обращения не поступают на горячую линию «Минсктранса»

Поминутно и посекундно

На стене просторного и светлого помещения — большой монитор. Напротив — столы с компьютерами и несколькими телефонными аппаратами. Сотрудница управления организации перевозок (УОП) предприятия одновременно разговаривает по двум из них.

Виктор Тозик— Не удивляйтесь, иногда главные диспетчеры вынуж­дены отвечать и по трем телефонам сразу, — отмечает заместитель гендиректора ГП «Минсктранс» Виктор Тозик. — Эта служба — передовая предприя­тия, потому что у нее перед глазами и под рукой функцио­нирование в режиме онлайн всего наземного общественного транс­порта столицы. После обращений пассажиров на горячую линию (т. 222-99-50) дис­петчер может оперативно внести коррективы в работу любого городского или пригородного маршрута. Навигационная система GPS позволяет по минутам и даже по секундам отследить движение каждого автобуса, троллейбуса и трамвая. А также информировать об этом через электронные табло на остановочных пунктах. В том числе и по компенсационным маршрутам в случае непредвиденных сбоев основных.

В штате УОП всего 5 человек, но все с профильным высшим образованием и солидным стажем диспетчерской деятельности. Смены длятся по 12 часов. Работает горячая линия, по сути, круглосуточно, за исключением небольших технологических перерывов. Ночью диспетчеры, как правило, заняты подготовкой сводок по обращениям граждан, по ДТП с участием коммунального транс­порта и других документов для руководства «Минск­транса». На Партизанском проспекте, 6, функционирует еще одна дис­петчерская служба — центр управления движением (ЦУД), где каждый транспортный филиал предприятия мониторит отдельный специалист.

По словам Виктора Афа­насьевича, обращения граж­дан самые разные, хотя преобладают жалобы на нарушение графика движения транс­порта, а также на культуру обслуживания водителей и контро­леров-ревизоров. «Минсктранс» созвучен с «Минтрансом», поэтому звонят жители также областных и районных городов. Среди заявителей есть уже и солидное число постоянных, так сказать, штатных жалобщиков. Это прежде всего пенсио­неры, студенты и служащие.

Очень горячая  линия

Сегодня на дежурстве Светлана Юшко. В УОП только 3-й год, до этого 7 лет трудилась диспетчером в автопарке № 7, а затем 22 года в ЦУД.

Светлана Юшко— На экран большого монитора можно вывести любой из 11 подразделов, — рассказывает Светлана Алексеевна. — Это «расписание движения», «мониторинг маршрутов», «остановочные табло» и иные. Компьютер позволяет отслеживать каждую подвижную единицу, ее маршрут, скорость, время нахождения на остановке… Зеленые точки означают, что все в норме, красные — нарушения. К слову, сегодня в 8:00 столицу и пригород обслуживали 1 101 автобус, 657 троллейбусов и 98 трамваев. В нашем ведении — 333 светодиодных и 23 жидкокристаллических табло. Весьма разнообразная информация о работе пассажирского транспорта, в том числе «в связи с дорожной обстановкой», оперативно выкладывается и на сайт «Минсктранса».

Наиболее напряженные периоды работы УОП — предновогодние дни и часы пик, а также дни с неблагоприятными погодными условиями. Если все звонки на горячую линию разложить по полочкам, то в среднем около 40 % приходятся на нарушения графика движения и посадки-высадки пассажиров, 10 % — на культуру обслуживания, по 25 % — на справочную информацию и забытые вещи. Что только не теряют в общественном транспорте! Мобильники, ноутбуки, планшеты… Одна женщина настойчиво требовала от диспетчеров найти пуговицу от дуб­ленки, наверное, эксклюзивной. Мужчина посеял в салоне… телевизор, но не помнил, когда и в каком виде транс­порта. Аналогичная история была и с пассажиркой, забывшей любимую собаку. Если человек, утративший вещь, быстро об этом сообщит на горячую линию, вероятность ее возвращения высока. Водители обязаны проверять салоны подвижного состава на конечных пунктах. Если это сумка, пакет или что-то подозрительное, должны вызывать милицию. Кстати, учитывая количество забытых вещей, «Минск­транс» в скором времени планирует ввести отдельную платную телефонную линию.

Заторный МКАД

Светлана Юшко отвлекается на очередной звонок. В 11:47 на разворотном кольце «Олега Кошевого» произошло ДТП с участием троллейбуса маршрута № 49 и автомобиля. Пострадавших нет, но транспорт не может развернуться до приезда сотрудников ГАИ. Поэтому остальные троллейбусы временно пойдут по улицам Долгобродской, Буденного и Ванеева. Диспетчер докладывает о происшествии начальнику управления безопасности движения предприятия Петру Боковцу. Следом поступает еще одно обращение — по поводу не очищенных от снега остановочных пунктов «Небесная» и «Новая Боровая». Светлана Юшко тут же доводит эту информацию до специа­листа «Горремавтодора».

— Поддержание санитарного состояния остановок и проезжей части не входит в наши обязанности, так как они находятся на балансе других организаций, — продолжает Светлана Алексеевна. — Но как не посодействовать коллегам, от которых во многом зависит стабильное функцио­нирование общественного транспорта! Правда, иногда именно их недоработки просто ставят на уши диспетчеров «Минсктранса». Сегодня уже были звонки, а в предыдущие дни — настоящий шквал из-за нарушений расписания движения пассажирского транспорта в районах реконструкции двух путепроводов на МКАД, а точнее, на 3-м и 25-м километрах. Сдвиг некоторых маршрутов по графику в будние дни достигал 50 минут! 10 января в мою смену поступили 85 обращений, большая их часть касалась кольцевой, а также центрального автовокзала, где произошло повреждение контактной сети и опоры. Руководство «Минск­транса» просит владельцев личных авто прокладывать свой маршрут по городу с объездом проблемных участков МКАД, где заторы растягиваются на сотни метров.

P.S. За 2 часа дежурства корреспондента «Вечерки» на горячую линию поступили 16 обращений.