Культура

Танец, такой изменчивый и вечный…

ансамбль Ровесник, татьяна семченко

Минчанин года. Она стала хореографом, не будучи профессиональной танцовщицей, и вот уже 20 лет руководит одним из самых известных детских танцевальных коллективов столицы

Возможно, те, кто знает руководителя заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь ансамбля танца «Ровесник» Республиканского Дворца культуры профсоюзов Татьяну Семченко, склонны представлять ее у мольберта с кистью в руке. Отец Татьяны, профессор Павел Семченко, — художник, лауреат премии «За духовное возрождение». Но в какой-то момент судьба решила развести творческие пути отца и дочери.

татьяна семченко— Когда попала на генеральную репетицию детской балетной студии «Мечта» во Дворце профсою­зов, увидела, как смотрится на сцене сочетание музыки, костюмов, сюжета танца. И сказала: буду руководителем детского ансамб­ля, — рассказывает Татьяна Семченко. — Я пришла в танец поздно. В институт культуры поступала после обычной школы, имея за плечами выступления в любительском коллективе. Таких, как я, на нашем курсе было всего четыре человека, поэтому учиться, догонять остальных без соответствующей подготовки было очень сложно! Заниматься нужно было день и ночь. И то, что я окончила институт с красным дипломом, во многом заслуга родителей, научивших меня выбирать цель и идти к ней. Впрочем, был в жизни момент, когда я хотела бросить танец. Должен был состояться мой первый в жизни концерт, а мне пришлось отдать свою обувь солистке, забывшей сапожки. Я шла домой и рыдала… ­Папа тогда сказал: «Ты танцуешь лучше или хуже других? Нет — так же, как и они. А в жизни, если хочешь чего-то добиться, нужно быть на голову выше других». И я решила стать лучшей…

Думается, наставление ­отца Татьяна Павловна вспоминала не раз. Ведь пришла она в «Ровесник» не рядовым хореографом — руководителем, после работы в других ансамб­лях. Но гораздо легче творить что-то новое, начинать с нуля, чем заниматься с заслуженным коллективом, у которого сложились свои традиции, взгляды на творчество.

— Конечно, сложности были, — вспоминает Татьяна Семченко, — надо было доказывать, что со мной тоже работать интересно, но не­множко по-другому, поскольку я — другая. Мне хотелось покорить все сцены Беларуси, показать наш ансамбль миру. И потихонечку эту позицию приняли и поддержали дети и родители. Сегодня я с гордостью могу говорить, что «Ровесник» отличается от других коллективов: на фестивалях, в которых принимают участие десятки стран, нас узнают и замечают. Такое признание дорогого стоит.

Вам может быть интересно...  Репортаж длиной в полвека

Репертуар ансамбля складывается из трех хореографических направлений: белорусские танцы, хореографические картинки и танцы народов мира.

— Белорусские танцы в нашем исполнении — это не ­аутентичный фольклор, а со­временная обработка, — рассказывает Татьяна Павловна. — На основе белорусской культуры хореографы выстраи­вают танец, который нравится нынешним детям. В хорео­графических картинках на первый план выходят образность и юмор. А танцы народов — это классика жанра. Нас иногда спрашивают: зачем ставить ирландский, италь­янский танец? Но ведь изучаем же мы иностранные языки и становимся от этого богаче. Так почему же не ­изучать культуру других народов?

В этом году «Ровесник» отметил свое 60-летие. Трудно точно подсчитать, сколько непоседливых ребят занималось в эти годы в основном составе ансамбля и его подготовительных группах. Специальной статистики в коллективе не ведут, но уверены: о своей жизни в ансамбле помнят все, кто там занимался.

— Когда говорят: «Давайте накануне юбилея подводить итоги», я отвечаю: это праздник для тех, кто танцует в «Ровеснике» сегодня. Каждый год к нам приходят новые дети, и у каждого ребенка свой «Ровесник». Это как пирамидка — годы постепенно нанизываются на стержень, пирамидка становится выше и выше, и каждый участник коллектива отмечает свой праздник. Мы идем по жизни сего­дня и смотрим в завтра. Все, что было, — оно прекрасно, но… уже было. Это не фильм и не книга, которые можно пересматривать раз за разом. Танец — это искусство, которое существует сегодня. Без всяких фонограмм — только вживую. И танец должен обязательно быть лучше, чем ­вчера.