Наше метро

Всевидящее око…

диспетчер, метро

…или Особенности функционирования мозгового центра метро

Самый быстрый, безопасный и комфортный вид городского общественного транспорта. Так отзываются пассажиры о столичной подземке. На этой тематической странице мы знакомим читателей с работой и коллективом государственного предприятия «Минский метрополитен».

В помещении за полукруглым столом с несколькими телефонами и мониторами — поездной диспетчер Ирина Баранова. Перед ней 9 больших экранов. Ирина Александровна — один из самых опытных специалистов службы движения.

— На верхние мониторы выводят картинки видеонаблюдения за текущей ситуацией на Московской линии от «Уручья» до «Малиновки», на нижних отражена схема движения, — поясняет Ирина Баранова. — Красный цвет обозначает электропоезда, белый — участки движения между станциями, перегоны и тупики, желтый — готовность маршрутов. В мои обязанности входят отслеживание графика движения составов, его регулировка при возникновении сбоев. Для этого нужно постоянно взаимодействовать с машинистами, дежурными по станциям и постам централизации, а при необходимости и связаться с руководством предприятия.

Под рукой у сменного дис­петчера — кнопки вызова, под столом — две педали для оперативной связи с машинистами и дежурными по станции. Связь с диспетчером службы электроснабжения, к примеру, нужно обязательно держать, когда с контактного рельса снимают напряжение во время ночных работ или в случае нештатных ситуаций (например, при остановке состава, по техническим причинам или при падении пассажира на рельсы). Ночью же в метрополитене идут различные работы: убирают электропоезда, промывают пути, проверяют оборудование, проводят текущий ремонт станционных комплексов.

диспетчер, метроСамое напряженное время у поездных диспетчеров в часы пик — с 7:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00. Интервал движения в эти периоды минимальный — 2 минуты. Машинисты выполняют команды только поездного диспетчера.

— В здании Минского метрополитена, что на проспекте Независимости, 6, располагается и дис­петчерская Автозаводской линии, — рассказывает главный диспетчер службы движения Наталья Станько. — В скором времени аналогичное подразделение появится и для строящейся третьей линии. Режим работы — по 12 часов по определенному графику, трудимся и в выходные, и в праздничные дни. Обед или ужин не преду­смотрены, но можно быстро перекусить в комнате, где имеются холодильник, ­СВЧ-печь и чайник. Отлучаться тем более нельзя: дежурный диспетчер должен управлять движением всех составов на линии, а также координировать дея­тельность причастных к нему служб. В организации работы задействованы и другие диспетчерские: электромеханическая, связи, электроснабжения. Образно говоря, дис­петчер в метро — его всевидящее око.

Вам может быть интересно...  Находки и упущения

Кроме того, специалист должен знать, как действовать при падении, прыжке или спуске человека на рельсы, технической ­неисправности состава, пожаре, подтоплении, сильном снегопаде и иных чрезвычайных ситуациях. При любом происшествии в метро действия диспетчера расписаны по секундам. Кстати, даже после несчастного случая с пассажиром он обязан оставаться на своем рабочем месте.

— Ситуации разные бывают, — продолжает Наталья Станько. — Но дис­петчер всегда должен сохранять хладнокровие, само­обладание, ясный ум и четкое мышление. Вспоминается мартовский день 2013 года, когда Минск накрыл снежный ураган. Подземка функционировала на пределе своих возможностей, причем минимальный интервал движения электропоездов сохранялся на протяжении всего времени ее работы. Неудивительно, что тогда был установлен и рекорд предприятия: перевезено полтора миллио­на пассажиров! В обычные дни эта цифра редко превышает 900 тысяч. В этом свое­образном достижении, без сомнения, есть заслуга и сотрудников нашего небольшого подразделения.