Общество

Под винтом вертолета

Выездная планерка. Управлять боевым вертолетом, пусть даже виртуально, ох как непросто

В этом журналисты агентства «Минск-Новости» убедились лично, побывав в гостях у авиаторов. Выездную планерку провели на авиационной базе в Мачулищах. Нас встретил командир полковник Андрей Лукьянович. Подробно рассказал об истории авиабазы, военнослужащие которой участвовали в боевых действиях в Афганистане. Боевыми орденами и медалями награждены 4 133 человека, шестеро удостоены звания Героя Советского ­Союза.

Отправляемся на экскурсию по воинской части. Возле здания штаба обустроен водопад со скамьей и зонтом — красиво и эстетично. Два года ­назад на территории высадили яблоневый сад.

— Есть такое выражение: «Нет вещи, которую нельзя было бы улучшить», — говорит командир авиабазы. — Этот тезис мы применяем во всем. И не только в подготовке летного, инженерно-технического состава, специалис­тов тыла, вооружения, представителей других служб.

Факт

Военнослужащие авиабазы участвовали в боевых действиях в Афганистане. Боевыми орденами и медалями награждены 4 133 человека, шестеро удостоены звания Героя Советского Союза.

А вот и Аллея Героев. Вдоль дорожки высажены молодые березки. Здесь увековечены имена Героев Советского ­Союза, судьба которых связана с авиабазой.

Рядом с аллеей расположился самолет-музей. По ступенькам поднимаемся внутрь Ан-26. Здесь собрано немало экспонатов, относящихся к службе авиаторов.

От самолета направляемся к деревянной часовне, названной в честь пророка Божьего святого Ильи. Внутри часовни размещены таблички с указанием имен 132 военнослужащих, погибших на афганской земле.

Заходим в зал тренажеров белорусского производства. Здесь отрабатываются действия на случай возникновения нештатных ситуаций. К примеру, отказал двигатель в полете или на вертолете случился пожар. Нам предлагают самим попробовать «полетать». Но при поддержке инструктора. В кабину Ми-8 первой забирается Светлана Фроленкова. «Это круто!» — восхищенно произнесла она, покидая тренажер. Вслед за ней выстроилась очередь журналистов. Всем хотелось посидеть за штурвалом, подняться в воздух, хоть и виртуально.

Наблюдаем за действиями Евгения Олейника. Оператор за пультом создает в его машине отказ двигателя. На экране монитора видим, как вертолет журналиста устремляется к земле. Коллега под контролем летчика всеми силами пытается спасти винтокрылую машину. И, надо сказать, ему это удается. Правда, посадка на аэродроме получилась жесткая.

— А я думал, мы разбились, — произнес Евгений после «полета». И улыбнулся, когда узнал, что справился с задачей — сохранил жизнь экипажу и вертолету.

После таких «полетов» хорошо было бы увидеть настоя­щую технику. Отправляемся к взлетно-посадочной полосе. Обращаем внимание, что на аэродроме идеальная чистота и порядок. А иначе и быть не может. Узнаем, что на во­оружении авиабазы состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, вертолеты Ми-8МТ, Ми-8МТВ-5, Ми-24.

Личный состав готовится к воздушному параду 3 ­июля. По словам Андрея Лукьяновича, к таким ответственным полетам привлекаются первоклассные летчики. Независимо от погодных условий и других факторов экипажи в сомкнутых боевых порядках должны выполнить пролет с точностью до секунды. При этом воздушные суда, участвующие в параде, летят на разных скоростях. Пройти единым строем не так просто. За время подготовки военные летчики получают уникальный опыт, который значительно повышает их мастерство. Увидимся на параде!

Агентство «Минск-Новости» благодарит командование ВВС и войск ПВО, руководство и личный состав авиабазы за предоставленную возможность побывать в расположении воинской части в Мачулищах.