Культура

«Лістападу» – 25!

кинофестиваль

Какие белорусские фильмы покажут на кинофестивале

Форум откроется в столице завтра торжественной церемонией в кинотеатре «Москва». Слоган нынешнего ММКФ — «Познавая белый свет», как и название одного из фильмов режиссера Киры Муратовой. Она ушла из жизни летом 2018-го — ей и будет посвящен фестиваль.

За неделю на «Лістападзе» покажут более 160 картин из 50 стран. Впервые к нам привезут ленты из ЮАР и Кении. Будут и почетные гости — узбекский актер, продюсер и режиссер Рустам Сагдулаев, известный по картине «В бой идут одни «старики», а также российская актриса театра и кино Светлана Немоляева, сыгравшая Ольгу Петровну Рыжову в «Служебном романе».

— В этом году фестивалю — 25, — рассказывает директор ММКФ «Ліс­тапад» Анжелика Крашевская. — С чем подошли к дате? Впервые в Минске кинофорум организовали в 1994 году. До ­2002-го­ он носил название «Международный кинофес­тиваль стран СНГ и стран Балтии». С 2010-го наша ­команда начала ребрендинг, чтобы форум вошел в состав мировой киносемьи. Это было непросто, но у нас получилось. В 2013-м «Лістапад» получил постоянную аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров FIAPF. Он пополнил список самых престижных кинофорумов, в чис­ле которых всемирно известные Берлинский, Венецианский, Варшавский и Московский фестивали.

кинофестиваль«Лістапад» продолжает развиваться: по-новому организуют сеансы — например, в сопровождении живого выступления музыкантов, запускают конкурсные программы и открывают тематические секции, каких раньше не было. Идеи диктует сама жизнь. Так, в 2014-м появился Национальный конкурс, где выбирают лучшее отечественное кино. По словам организаторов, вначале они сомневались, смогут ли собрать программу и предложить зрителям для про­смотра картины достойного уровня. Национальный конкурс начинался скорее как творческая лаборатория, но в результате стал вполне конкурентоспособной программой. В этом году в ней заявлено два десятка работ, которые можно будет увидеть в «Беларуси» с 6 по 8 ноября.

Игровое

Но кто решает, какие фильмы попадут на конкурс, и есть ли экспертам из чего выбирать?

— Сколько существует Национальный конкурс, столько при Минкульте работает отборочная комиссия, которая участвует в формировании программы. Учитываются рекомендации дирекции фестиваля, — пояснила первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига. — Единственная цель комиссии — снять напряжение в киносреде, чтобы было понятно, почему кто-то попадает в конкурс, а кто-то — нет. В этом году подано 87 за­явок. Некоторые фильмы не прошли, поскольку одни режиссеры прислали короткие рекламные ролики, другие представили жанровое кино — детективы, комедии, которые неуместны на фестивале. В комиссию входят специалисты из разных сфер: киноведы, прокатчики, даже философы и социологи. Критерии такие же, как и при отборе в другие программы: высокий художественный уровень и важность проблем, которые поднимают в фильме. Что же касается опасений насчет того, что комиссия — это сито для независимого кино, то отвечу: мы так его не делим. Многие из представленных в нынешнем году картин — независимых режиссеров и компаний. Если они хорошо себя покажут, то в дальнейшем у них есть возможность поработать в том числе и с гос­поддержкой.

Вам может быть интересно...  Идем на рекорд

В секции игрового кино зрителям предлагают посмотреть семь лент. Большинство из них — короткий метр от 10 минут. С крупными формами в белорусском игровом кино дефицит, ими конкурс не изобиловал и в прошлом году. Единственный в привычном понимании полнометражный фильм в 2018-м — уже известный «Хрусталь» Дарьи Жук. Эта работа, кстати, вошла в лонг-лист (предварительный список претендентов) кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

— Многие из авторов уже участвовали в «Лістападзе», например Дарья Жук, которая в прошлом году получила награду за фильм «Настоящая американка». Есть и дебютанты — актеры Купаловского Роман Подоляко и Михаил Зуй, фильм которых успел прозвучать на фестивале мобильного кино, — уточнил координатор Нацио­нального конкурса Николай Лавренюк.

Документальное

— Документальный конкурс очень интересен. Проб­лемы, которые поднимаются в этих фильмах, возможно, не «жареные», находятся на периферии нашего внимания, но тоже очень важные. Так, например, Галина Адамович сняла кино про детей-аутистов и их адаптацию в обществе, — комментирует Ирина Дрига.

Зрителям также предлагают познакомиться с фильмами «Дай мне знак» Кирилла Власенко — о работе поисково-спасательного отряда «Ангел», «Тихая улица» Александры Марковой, «Моя Германия» Александра Свищенкова, «Песни для кита» Руслана Федорова, «Александр Забавчик. Мой джаз» Елены Цагельской, «Нежених» Алены Ясинской.

Анимационное

Наименьшее число работ — в конкурсе мультипликации. Их всего пять.

— При этом все авторы хорошо известны в белорусской анимации. Четыре фильма сняты на киностудии «Беларусьфильм», — подчеркнул Николай Лавренюк.

Среди них Игорь Волчек с работой «Волчишко» (стал лучшим белорусским мульт­фильмом на «Анимаёв­ке-2018». — Прим. авт.) Татья­на Кублицкая и ее «­Азбука опасностей. Похищение в гости», «Лентяйка Василиса» Марины Карповой, «Лагодны воўк» Натальи Дарвиной, пластилиновый «У Палессi на балоце» — ­нескольких авторов.