Культура Молодые в культуре

Лирическое отступление

Тишина на улице

Есть ли среди двадцатилетних мастеров слова такие, которыми мы, белорусы, могли бы гордиться? Есть. Просто их днем с огнем не сыщешь. Разве что на литературных вечерах в музеях или на интернет-сайтах.

Поспрашивала у знакомых, знают ли они кого-нибудь из белорусских лириков. Среди ответов — Якуб Колас, Янка Купала, Владимир Короткевич. В лучшем случае вспомнят еще Максима Богдановича и Евгению Янищиц. Выходит, поэзия затерялась где-то в прошлом веке, а сегодня на нашей улице ничего не происходит? Или люди просто не хотят интересоваться тем, что создается в родной литературе сейчас? Ведь проще купить книгу из серии «Топ 10 американских бестселлеров».

Ну вот что в нем такого, в этом Пауло Коэльо? Абсолютно ведь ничего. А в «Правилах успеха» от Стива Джобса? И как далеки они от нашего менталитета, наших ценностей. Зайдите лучше на сайт textura.by. Сколько там жизненных, близких нам произведений, которые заставляют думать и чувствовать.

Жаль, что этот интернет-проект, объединивший многих талантливых молодых лириков, таких как Анастасия Кудасова, Ирина Карелина, Адам Шостак, Таня Светашева, Мария Малиновская, приостановлен. Его идейный вдохновитель Андрей Фамицкий уехал в Москву. Сайт держался на его энтузиазме, а передать браз­ды правления было некому. Проект ведь абсолютно некоммерческий.

В поисках самосознания

Мы, белорусы, как и русские, — нация с обостренным ощущением слова, душевностью, тягой к самоанализу. Потому и отличаются своей глубиной славянские произведения литературы. Так почему же на крупных респуб­ликанских, городских мероприятиях не читают стихи молодых? Вот и теряются они где-то на поэтических вечерах в стенах маленьких литературных музеев.

Поэзии, как и любой культурной сфере, нужна реклама. Объявления о проведении литературных посиделок, скажем, в Литературном музее Максима Богдановича, появляются разве что на «Фейс­буке», собирая исключительно своих. А есть ведь еще музеи Петруся Бровки, Якуба Коласа, Янки Купалы. Почему на сайтах с афишами культурных мероприятий они всегда где-то в дальнем углу? Если вообще есть. Конечно, это работа и самих музеев — привлекать посетителей, делать вечера поэ­зии более креативными. Да только не у всех есть деньги, чтобы на очередную «iмпрэзу» позвать уличных танцоров, актеров и других креативщиков. Вот и живет в обществе стереотип: если стихи читают, то это для пенсионеров.

Проработав несколько лет в редакции одной из литературных газет, могу с уверенностью сказать: когда поэты и прозаики начинают делиться историями из жизни, это уже целое шоу.

Бумага не все стерпит

Но что все-таки делать, если ты — начинающий поэт в Беларуси? Литературный критик Анастасия Грищук, которая сама пишет стихи и хорошо знает писательскую кухню, советует:

— Как только ты видишь, что стол уже ломится от бумажек со стихами, можно, не раздумывая, отправить их в журнал «Маладосць». Сейчас редакция активно занимается молодыми. Главное — не бояться. Дебютантам попасть туда несложно. Есть для них специальная рубрика. А вот потом, чтобы опубликоваться повторно, придется выждать очередь. Тем, кто помладше, еще будучи на школьной скамье, можно показать себя в журнале «Бярозка». Он уже меняет формат, обретает свой стиль.

Главное, по словам Анастасии, не бояться критики. Вообще для издания любой книжки, будь это маленький сборник первых стихов или фолиант с романом на тысячу страниц, жизненно необходим хороший редактор. Это не тот человек, который обрезает крылья, а мастер, умеющий объективно оценивать как лексику, так и стилистику, а также идейную атмосферу произведения.

Если говорить о периодике как о площадке для юных поэтов, то есть еще и газета «Лiтаратура i мастацтва». В каждом номере еженедельника целую полосу занимают стихи. Многие выходят под рубрикой «Дебют».

Рука помощи

Немало белорусских поэтов, прозаиков и журналистов старшего поколения, которые по своей инициативе помогают молодым. Среди них — Людмила Рублевская. Несколько лет она ведет проект «Лiтаратурнае прадмесце». Каждую неделю в музее Богдановича проходят чтения и разборы стихов. Это и место, где можно пообщаться, и неплохая школа.

— Только морально не подготовленному там лучше не появляться, — предупреждает Анастасия Грищук. — За стихотворения в духе «вот мой дом, вот моя улица» по головке не погладят.

Современный белорусский писатель Адам Глобус учредил свою «Золотую литеру» и каждый год лучшему, по его мнению, поэту вручает денежную премию.

А молодая поэтесса Анастасия Кудасова, у которой на счету уже три книги, предлагает такой вот смелый способ творческой реализации:

— Можно искать стипендии и постоянно куда-то ездить. Во многих странах учреждены фонды для юных литераторов, есть писательские дома. Заполняешь анкету, рассказывая о своем творчестве, и, если тебя отметят, отправляешься на несколько дней, скажем, в одну из стран Европы. Минимальными средствами обеспечат — только пиши.

Мечты сбываются

Литературных объединений для молодых в Беларуси создано немало. В этих школах молодого писателя организуют встречи с известными литераторами, которые разбирают творчество начинающих авторов, помогают советом.

Но одно дело — почитать свои стихи и послушать, что о них скажут, а другое — опуб­ликовать их. На бумаге, с иллюстрациями. И если с книжным бизнесом в Беларуси есть проблемы, это не значит, что своя книга — мечта на уровне фантастики. Нужно ходить и предлагать написанное в издательства. Тем более что они реализуют проекты по изданию книг молодежи.

И не надо стесняться участвовать в литературных конкурсах, учрежденных специально для дебютантов. Например, в конкурсе «Першацвет“, который курирует Министерство информации.

Возможностей, как видим, достаточно. Каким же девизом вооружиться?

Для подведения итога этому разговору дадим еще раз слово Анастасии Кудасовой:

— Первое, что должен сделать каждый поэт, — попасть в нужную информационную волну. Не нужно бояться переделывать то, что создавалось 10 лет назад. Вдруг оно сейчас актуально? Надо искать точки соприкосновения со временем, людьми, не отсиживаться на отшибе своих иллюзий. Общаться, развивать в себе не только творческие, но и предпринимательские навыки. И тогда по-настоящему талантливое обязательно найдет своего читателя.

КАК ЕСТЬ

Хороший редактор — это не тот человек, который обрезает крылья, а мастер, умеющий объективно оценивать как лексику, так и стилистику, а также идейную атмосферу произведения.

Автор: Мария ВОЙТИК