Общество

К дереву за здравием

беларусь

И в XXI веке многие верят: деревья способны лечить, дарить счастье, исполнять желания

Культ деревьев у белорусов, как и у многих других народов, связан с обожествлением природы. В мифопоэтической картине наших предков деревья выступали символом вечной жизни. Их считали той мировой осью, разные уровни которой объясняли устройство всего Космоса.

— В число сакральных обычно попадали деревья, в которые ударяла молния или на которых появлялись божественные лики, рядом с которыми лежал культовый камень или из-под которых вытекал святой источник. А также имеющие необычную форму, со сквозными дуп­лами — перелезая через них, больные как бы оставляли там свои недуги, — говорит кандидат исторических наук Людмила Дучиц. — Особенно древние славяне почитали дуб. Его называли Перуновым деревом, из него вырезали статуи Перуна — бога грома и молний. В фольк­лоре этот исполин символизировал всемирное дерево. Верхняя его часть принадлежала Богу, свету, доб­роте и знаниям, а корни держали в подземном мире мертвых.

— На Радуницу в качестве оброка умершим родственникам на нижние ветви почитаемого дуба вешали вышитые рушники, так как верили, что его мощные корни уходят на тот свет. Также возле сакральных деревьев совершали другие обряды, выясняли судьбоносные для общины вопросы, — дополняет рассказ исследователь Ирина Климкович. — У многих из таких святынь есть особый день (праздник Святой Троицы, Успение Пресвятой Богородицы), когда их энергетика и чудотворная сила достигают своего пика. За проявленное к ним неуважение, как гласят поверья, всегда следовало наказание.

Точное число сакральных деревьев в Беларуси назвать невозможно. Некоторые из них в силу обстоятельств и возраста погибают, со временем обнаруживаются новые. Местные жители не всегда охотно делятся сведениями о своих святынях, оберегая их от нашествия паломников.

Я попросила авторов книги «Сакральная география Беларуси» Людмилу Дучиц и Ирину Климкович рассказать о некоторых деревьях, которые наделены способностью исполнять желания, исцелять от недугов, давать силы и вдохновение.

Дуб-Якуб

Дуб-Якуб в деревне Козлы ­Несвижского района

Этому памятнику природы республиканского значения около 230 лет. ­Самый старый на Минщине. По легенде, жил в этих местах мужчина, у которого не было детей. Взмолился он Богу, чтобы тот подарил наследников. И родился у него сын, которого нарекли Якубом. На радостях отец посадил дубок, который с тех пор и называется Дуб-Якуб. Говорят, что под его раскидистой кроной отдыхал сам Наполеон, утомленный в сражении.

Вам может быть интересно...  Своим двором введенный во гражданство

Обручальный дуб

Обручальный дуб в Лошицком парке в Минске

Как гласит легенда, в 1580 году по случаю обручения дочери князь Друцкий посадил три дуба. Один — чтобы молодые всю жизнь любили друг друга, второй — чтобы они и их потомство были здоровыми, третий — чтобы им во всех делах сопутствовала удача. До XXI века дожил один из трех исполинов. Считалось: если подойти к нему босиком и поклониться, он даст любовь, здоровье и вдохновит на творчество. В 2010 году в дуб ударила молния, от него осталась только нижняя часть. Но многие до сих пор искренне верят в его магическую силу.

Царь-дуб

Царь-дуб, дуб-патриарх в Пожежинском лесничестве ­Малоритского района, в 3 км восточнее ­деревни Старое Роматово

Самый старый дуб Беларуси. По поверью, чтобы быть здоровым, надо прижаться к его стволу и постоять так несколько минут. Женихи и невесты традиционно по дороге в церковь заезжали сначала к Царь-дубу поклониться ему, чтобы он их «обвенчал», танцевали вокруг него.

Святая сосна Кулина

Святая сосна Кулина в верховьях реки Вилии около ­деревни Красники в Докшицком районе

Согласно легенде, крестьянин Степан взялся пахать землю на Пасху.­ Жена Акулина принес­ла ему обед. Во время трапезы между ними вспыхнула ссора, и супруга выпалила: «Чтоб ты камнем стал!» А муж ей в ответ: «А ты сосной, Кулина!» Так и случилось.

урочище Святая Грушка

Груша, что растет между деревнями Бушмичи и Верховичи ­в Каменецком ­районе, урочище Святая Грушка

Эта груша — объект паломничества сотен православных. Откуда пошел обычай нести в урочище поклонные кресты, никто уже не помнит, но его свято соблюдают больше 100 лет.

Менялась власть, дерево не однажды угрожали срезать. В 60-е годы прошлого века воинственные атеисты выкорчевали-таки грушу и разрушили каплицу возле нее. Кто-то посадил новое дерево, но вскоре уничтожили и его. Сегодня здесь растет уже третья груша-наследница.

В 2012 году рядом с ней построили и освятили церковь. Каждый год 27 августа, накануне Успения Пресвятой Богородицы, сюда съезжаются священники и служат молебен. Отовсюду прибывают сотни паломников. До начала торжественного богослужения совершается обряд поклонения дереву. Нужно поцеловать иконы на крестах, дотронуться до ствола груши, помолиться за здравие родных и завязать цветную ленточку на ветке. В качестве жертвы Богу люди, которые хотят исцелиться, вкапывают возле груши небольшие деревянные кресты и украшают их лентами.

Вам может быть интересно...  Есть что вспомнить