Культура

Культурные стенности

В киносети Минска показывают нехарактерный для столичного проката фильм — документальную ленту итальянского режиссера Марко Просерпио «Кто украл Banksy». А заодно предлагают порассуждать о том, что такое современное искусство и кого в будущем назовут Рафаэлем и Пикассо нашего времени

Краткое резюме: Бэнкси — всемирно известный уличный художник из Лондона, который в своих работах поднимает остросоциальные темы. Ценность произведений не в мастерстве исполнения — он использует технику трафарета, а в смыс­ловой нагрузке. Проблемы, о которых говорит автор, актуальны и даже болезненны для общества. Свое отношение к ним художник мастерски выражает с помощью образов и метафор, понятных всем вне зависимости от образования и расы.

Итальянец Марко Просерпио снял фильм об одной из самых дерзких картин культового художника, которую тот выполнил на стене, разделяющей Палестину и Вифлеем. На ней изображен израильский солдат, проверяющий документы у осла. Этот рисунок обидел палестинцев. И пока одни решали, как относиться к такому искусству — принимать или ненавидеть, другие увидели в нем возможность заработать. Дел-то: вырезать кусок стены и за баснословные деньги продать ценителям искусства из Европы, которые считают, что Бэнкси — величайший художник со­временности.

Фильм заставляет задуматься над многим в искусстве. Собственно, как и почему тот или иной творец вдруг становится величайшим? Что дает ему пропуск в историю — талант или удачно разгоревшийся скандал, хайп, говоря современным языком? Одни говорят: Бэнкси как Малевич, который первым нарисовал «Черный квадрат» и стал новатором. Другие утверждают: тут как с «Джокондой», о которой 400 лет мало кто знал и которая стала звездой лишь в XX веке — после того как ее выкрали из музея и СМИ подняли шумиху. А английский граффитист, кажется, осмыс­ленно идет по пути обострения конфликта: провоцирует целые народы и раздувает интригу вокруг своей личности, ведь никто до сих пор не знает, кто он такой, имя его не раскрыто. Так за чем победа в искусстве — за даром Божиим или все же за маркетингом?

Кстати

Увидеть фильм можно по 18 июля в Falcon Club Бутик Кино.