Культура

Кукольное братство

В этом году Белорусскому государственному театру кукол исполняется 80 лет

Старейший театр кукол страны прошел долгий путь от полулюбительских постановок до высокохудожественных спектаклей не только для детей, но и для взрослых. Современные кукольники не боятся острых тем, экспериментируют с жанрами и формами, опираясь на многолетние традиции, и покоряют сердца зрителей. О творческих планах коллектива в юбилейный год беседуем с директором Белорусского государственного театра кукол заслуженным деятелем культуры Республики Беларусь Евгением Климаковым.

— Евгений Викторович, вы сейчас занимаетесь организацией X Международного фестиваля театров кукол, который пройдет в Минске 18-21 мая. Чем удивите столичную публику?

— В программе 14 спектак­лей из 7 стран. Впервые будут представлены коллективы из Ирана, Болгарии, Испании. Поделятся своим творчеством театральные компании Франции, Израиля, России и все государственные театры кукол Беларуси. Большинство постановок — для взрос­лой аудитории. Зрителям покажут жанровое многообразие, смелое сочетание хореографии, пантомимы и классических форм театра. Надеюсь, минчанам понравится. Запланированы также мастер-классы, дискуссии и вечер теат­ральной музыки от группы «­НагУаль».

— Будете торжественно отмечать 80-летие театра?

— Прежде чем праздновать, нужно отремонтировать наш зрительный зал, он уже неважно выглядит. По нашей просьбе Мингорисполком выделил средства на ремонт. Так что после завершения фестиваля театров кукол мы не­много отдохнем, съездим на гастроли в Польшу, а потом закроем теат­ральный сезон и в июне приступим к строительным работам. Надеемся закончить их к новому сезону. В начале октября планируем порадовать зрителей — провести Неделю наших лучших спектаклей.

Также устроим юбилейный вечер и соберем поклонников театра, коллег и друзей.

В Минске 18-21 мая пройдет X Международный фестиваль театров кукол. В программе 14 спектаклей из 7 стран: Ирана, Болгарии, Испании, Франции, Израиля, России и Беларуси.

— Какие изменения про­изойдут в зрительном зале?

— Хотим обустроить подъем, как в амфитеатре, чтобы посетителям было лучше видно сцену. Установим новые удобные кресла. Правда, из-за этих переделок количество зрительских мест уменьшится примерно до 240. Сейчас их 272. Также сделаем звукоизоляцию стен, чтобы голоса и музыка, доносящиеся из соседнего кинозала, не отвлекали людей от спектакля.

— Где во время ремонта будут работать актеры?

— В театре есть репетиционная комната, там будем готовить новый спектакль. Летом планируем выступать на других площадках. Детские постановки станем показывать в оздоровительных лагерях, а для взрослых, скорее всего, придется арендовать сцену.

— Премьеры готовите?

— В этом году мы уже восстановили 3 спектакля, которые шли в театре ранее. Это история о любви «Шелк» по роману Алессандро Барикко, а также детские спектак­ли «Приключения Пин-Пина» и «Веселый цирк». Подготовим и две премьеры. Игорь Казаков — главный режиссер Могилевского областного театра кукол — будет ставить на нашей сцене мелодраму «Санта Крус» по пьесе Макса Фриша. Детей порадуем постановкой «Піліпка і ведзьма». Автор — Сергей Ковалев, режиссер — Алексей Лелявский.

— На чем основывается репертуарная политика?

— Стараемся ставить 3 спектакля в год — больше физически не успеваем. Ведь нам сначала нужно создать кукол, декорации, а этот процесс занимает 3-4 месяца. Потом актер должен привыкнуть к кукле и начать репетировать. Как правило, это два спектакля для детей и один — для взрослых. Но бывает и наоборот, если видим, что публика постарше активно ходит в театр. В репертуаре у нас много постановок, не успеваем все проигрывать за месяц.

— Но основные зрители вашего театра все-таки ­дети?

— Конечно. Они составляют 70 % наших посетителей. Взрослые спектакли мы показываем 1-2 раза в неделю, детские — почти каждый день.

— А с какого возраста можно приводить ребенка в кукольный театр?

— Такой вопрос мне часто задают родители. Вот недавно звонил один папа и интересовался, можно ли привести двухлетнего сына на спектакль. На мой взгляд, слишком рано. Зачастую малыши пугаются, когда в зале гаснет свет и вдруг начинает звучать музыка. Рекомендую знакомить детей с нашими постановками лет с четырех, когда они способны осознанно воспринимать действия на сцене.

— Недостатка в зрителях не испытываете?

— Не жалуемся. Почти все спектакли собирают полные залы — загрузка 85 % и более. Считаю, если постановка хорошая, то она будет востребована. Например, на «Пансион Belvedere» билеты проданы на месяц вперед, приходят и коллективные заявки, выкупают целые залы для своих предприятий.

— Получается, авантюра с этим спектаклем оправдала себя?

— Действительно, это была авантюра. Во-первых, мы совсем не знали режиссера (Маттео Спьяцци из Италии. — Прим. авт.). Он в это время ставил спектакль в Русском театре, и у него возникла идея постановки в теат­ре кукол. Причем сценария у Маттео не было, только задумки. Да еще он сказал, что спектакль будет без слов! У меня был шок, но мы решили рискнуть. И всё сошлось: работа и режиссера, и художника Татьяны Нерсисян, и артистов. Они, к слову, тоже поначалу недоумевали, ведь у них на лицах — маски, слов нет. Пришлось играть пластикой, телом, движением, что было непривычно. Но спектакль получился! Главные герои — пожилые люди, которые живут в пансионате для престарелых. У каждого своя история и судьба. Старость — лишь повод поразмышлять о хрупкости жизни, мечтах и любви.

— Евгений Викторович, в юбилейный год принято подводить итоги. Какие важные события произошли в жизни театра в последнее время?

— Артист нашего театра, ведущий мастер сцены Александр Васько получил звание «Заслуженный артист Респуб­лики Беларусь». Это большая редкость для кукольного. Чаще всего отмечают актеров драматических театров. Также в конце 2017 года Национальное собрание Республики Беларусь наградило коллектив Почетной грамотой за заслуги в развитии национальной культуры, что, безусловно, приятно. Побывали мы и на нескольких интересных фес­тивалях за рубежом. Ездили в Омск, Екатеринбург, Рязань. Отрадно, что там наши спектакли востребованы.

— Гастролируете часто?

— Нет, все-таки гастроли требуют финансовых затрат. Самоокупаемости в теат­ре нет. Мы зарабатываем 60 % своего бюджета, 40 % — дотации государства. Тем не менее в планах на 2018-й гас­т­роли в Белостоке, Мюнхене, Москве и Санкт-Петербурге. Также намерены участвовать в фес­тивале «Белая Вежа», который будет проходить в сентябре в Бресте, и фестивале теат­рального искусства «­ТЕАРТ» в Минске.

— Каким вы видите будущее Белорусского государственного театра кукол?

— В 1965 году кукольному временно выделили один зал во вновь построенном кинотеатре «Пионер». Когда я пришел сюда работать, все ютились в одном коридоре и подвальном помещении. На первом этаже располагались две гримерки, костюмерная, бухгалтерия, администрация. В подвале находились столярный цех, бутафорская мас­терская, складские помещения. Со временем мы построили второй этаж, но театр продолжает разрастаться. Я имею в виду не количество людей. Спектакли стали другими. Зрители хотят видеть хорошие декорации, важны свет, звук, и мы стараемся по мере возможности идти в ногу со временем. Но встает вопрос: где хранить куклы, костюмы, реквизит? Свободных площадей у нас нет. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в будущем наш коллектив все-таки обзавелся своим новым домом, а не жил в одной коммунальной квартире с кинотеат­ром. Все областные театры кукол имеют собственные помещения, а наш — старейший в стране — более 50 лет ютится в кинотеатре. Надеюсь, что ситуация все-таки изменится.

Справка «ВМ»

Решение об организации первого в БССР театра кукол принято 23 апреля 1938 года, тогда Совет народных комиссаров подписал соответствующий указ. Официальное открытие состоялось 15 июля 1938-го в Гомеле, первая премьера — в сентябре того же года. В 1950-м театр переехал в Минск, где получил новый импульс к развитию.